Из всех прежде бурно развивавшихся рекламных рынков больше всех от глобального экономического кризиса пострадает Россия.
Затраты на рекламу в РФ в этом году упадут на 8, 6%, тогда как в Китае вырастут на 4, 6%, объявило вчера агентство Carat. Схожие оценки ранее уже обнародовали другие отраслевые аналитики – ZenithOptimedia и Group M. Российский рекламный рынок не восстановится до тех пор, пока цены на нефть не вернутся на уровень прошлого года.
Под воздействием глобального финансового кризиса объем мирового рекламного рынка в этом году снизится на 5, 8%, до $430, 2 млрд, объявило вчера сетевое агентство Carat (входит в британский коммуникационный холдинг Aegis). В своем предыдущем прогнозе (август 2008 года) аналитики Carat предполагали рост расходов на рекламу на 4, 8%. Затраты на рекламу в России, по версии агентства, в 2009 году упадут на 8, 6%, до $7, 19 млрд, хотя ранее речь шла о 19, 5-процентном росте. Прогноз по России не учитывает девальвацию рубля, уточнили в московском офисе Carat.
Обнародованные еще в декабре 2008 года оценки других отраслевых аналитиков более категоричны. Так, Group M не исключила, что в этом году расходы на рекламу в рублевом исчислении упадут на 11, 2%, до 244 млрд руб., а ZenithOptimedia подготовила два сценария – оптимистичный (прирост на 5%, до 286, 1 млрд руб.) и пессимистичный (падение на 17, 5%, до 224, 9 млрд руб.). Но даже этот пессимистичный прогноз оказался чересчур мягким, признает директор по исследованиям московского офиса ZenithOptimedia Лейла Давыдова. Агентство опубликует новую оценку в апреле. Пересматривает сейчас свой прогноз по всем странам и Group M, уточнил директор по исследованиям агентства Maxus (входит в Group M) Константин Вашенцев.
От экономического кризиса рекламный рынок в России пострадал гораздо сильнее, чем в других развивающихся странах, единодушны отраслевые аналитики. Так, расходы на рекламу в Китае в пересчете на доллары в этом году вырастут на 4, 6%, до $50 млрд, считает Carat. Аналитики ZenithOptimedia в декабре прогнозировали рост рекламного рынка Бразилии на 30%, до $15, 4 млрд, Индии – на 13%, до $8, 2 млрд. По прогнозам Group M рынок Китая в этом году вырастет на 13%, до $39, 4 млрд, Бразилии – на 10%, до $10, 6 млрд, Индии – на 9%, до $5, 2 млрд. Владелец Group M – британский коммуникационный холдинг WPP в отчете по итогам 2008 года также признал, что сейчас Россия, в отличие от других развивающихся стран, испытывает «чрезмерное давление». В холдинге это объясняют падением цен на нефть и девальвацией рубля. Как только нефть начнет дорожать, рекламный рынок быстро восстановится, надеются в WPP.
В январе-феврале доходы операторов наружной рекламы в рублевом исчислении сократились на 40%, признает агентство «ЭСПАР-Аналитик». На те же 40%, до 3, 2 млрд руб., за первые два месяца снизились рекламные сборы центральной прессы, подсчитал аналитический центр «Видео Интернешнл». Рынок радиорекламы, по оценкам самих вещателей, уже упал как минимум на 50%. Объем реализованной рекламы на федеральном ТВ, по данным Media Logics, снизился на 5%, до 218 тыс. пунктов рейтинга (условная единица при продаже телерекламы). Впрочем, директор по исследованиям группы Aegis Media Алексей Корсаков полагает, что по итогам всего года объем сегмента телерекламы в денежном выражении сохранится на уровне 2008 года (по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России – 137, 6 млрд руб.). «По нашему текущему прогнозу, медиаинфляция на ТВ в целом по 2009 году окажется нулевой», – говорит гендиректор медиааудиторской компании Joined Up Media Глин Харпер.