«Если ваша реклама неотличима от остальных – это равносильно самоубийству» – говорил Уильям Бернбах, один из гениальнейших рекламистов XX века.
Ему вторят и тысячи современных специалистов, однако на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси, их советы почему-то остаются «гласом вопиющего в пустыне»: рынок полон зеркально похожих друг на друга фирм, названия и логотипы которых слепляются в сознании потребителя в единый невнятный ком. Реакция покупателя в данном случае вполне естественна: он, не придавая значения рекламному шуму, покупает давно знакомое и привычное, даже не подозревая о том, что за бездарной рекламой вполне может скрываться отличнейший товар.Если в некоторых рекламных текстах белорусских компаний еще присутствует хоть какой-то креатив, то с визуальной рекламой – полная беда. Сплошь и рядом используются «запрещенные» цвета, которые отталкивают потребителей, с графической символикой творится и вовсе нечто невообразимое – таким людям просто необходимы уроки дизайна. Меж тем, первое впечатление о компании у человека складывается после беглого взгляда на ее логотип. А поэтому логотип должен быть такой, чтобы покупатель… ну, если не влюбился в вас с первого взгляда, то почувствовал желание ознакомиться с вашей продукцией или набором услуг.
«Жаба» как причина неуспешности
В работе я постоянно сталкиваюсь с совершенно непонятной мне тенденцией: вложившись «по полной» в производство, торговое оборудование и привлечение квалифицированных кадров, бизнесмены начинают экономить на рекламе – и, в том числе, на разработке логотипа. При таком подходе в лучшем случае к созданию оного привлекаются студенты, в худшем – эта обязанность ложится на непрофильных сотрудников компании. Они, конечно, стараются, но ведь одного старания мало – нужен еще и профессионализм… Как результат – покупателю «втюхивается» очередная банальщина.
«Покупатель – не идиот: это твоя жена»
– сказал когда-то Дэвид Огилви, человек, принципы работы которого взяли на вооружение рекламщики всего мира.Он тысячу раз прав: бездарная реклама – это проявление неуважения к покупателю. И ни один человек у вас ничего не купит, если вы будете столь явственно это неуважение демонстрировать. Экономия на рекламе – как текстовой, так и визуальной – это еще и неуважение к себе, к своим расходам. В самом деле: ради того ли вы вкладывали колоссальные средства, чтобы погубить все стремлением сэкономить лишнюю копейку? Ведь, по выражению уже упомянутого Дэвида Огилви.
«Вы не можете принудить людей купить ваш товар; вы можете лишь заинтересовать их в покупке этого товара».
А заинтересовать покупателя можно яркой и красивой рекламой, в которой одно из важнейших мест занимает интересный и запоминающийся логотип. На моем сайте вы найдете логотипы в портфолио, статьи по дизайну и разработке логотипов.Как в 90 процентах случаев происходит разработка бренда в нашей стране? Собираются учредители и топ-менеджмент компании – и начинается мозговой штурм. Каждый, естественно, «креативит», исходя из собственных взглядов и вкусовых пристрастий. Набрасываются варианты названий, логотипов, а потом это «сырье» отдается какому-нибудь начинающему дизайнеру, готовому выполнить работу за кусок хлеба. Отдается с четким ЦУ: шаг влево, шаг вправо… дальше сами знаете. Тяп, ляп – и готова очередная банальщина, которая гордо именуется брендом. Главный критерий оценки работы – «нравится руководству». А потом, когда динамика продаж категорически отказывается ползти вверх, начинается поиск виноватого: менеджеры плохо работают, дизайнер что-то не так нарисовал…
А как у них?
Меж тем, в Европе и США все происходит совсем по-другому. Во-первых, разработка бренда там изначально поручается профессионалам. Во-вторых, стоит это удовольствие порядка 60 тысяч долларов, а примерно десятая часть этой суммы отводится на создание логотипа. Разрабатывают его опытные дизайнеры, отлично разбирающиеся в цветопсихологии и влиянии различных символов на подсознание человека. В-третьих, результаты работы тестируются на фокус-группах, чтобы узнать отношение потребителей к новой символике, а впоследствии их замечания учитываются при доработке. В странах с развитой экономикой у бизнесменов есть четкое понимание того, что разработка фирменного логотипа и брендбука – как и прочих атрибутов бренда – делается для покупателей, а не для того чтобы потешить собственное самолюбие.Обратите внимание на логотипы известных мировых брендов: «Ford», «Coca-Cola», «Pampers». Они просты, как все гениальное, и, вместе с тем, сразу же отличимы на фоне других. Кроме того, владельцы означенных торговых марок смело идут на ребрендинг, когда начинают понимать, что отстают от жизни. Результат – несомненный и оглушительный успех.Я не считаю, что Запад и США для нас – образец. Однако есть вещи, в которых нам, безусловно, нужно на них равняться. Разработка логотипов и реклама в целом – одна из таких вещей. Почему? Как сказал известный философ и рекламист Лео Бернетт:
«…Одна из величайших опасностей рекламы не в том, что она обманывает людей, а в том, что от нее можно умереть со скуки».
Полностью согласен с ним: человек, у которого ваша реклама не вызовет сопереживания, ничего у вас не купит. А поэтому – ту «жабу», которая начинает душить при необходимости раскошелиться на хорошую рекламу, лучше выбросить в ее родное болото. Потому как именно она – главный враг любого бизнеса.
© logosapiens.by. Если Вас заинтересовала эта статья или мои работы,
то со мной можно связаться по телефонам +375 (29) 604-65-65 Velcom, +375 (33) 624-65-65 МТС.