В уходящем 2011 году большие транснациональные корпорации продолжили активную скупку российских предприятий на рынках FMCG, и минимум две сделки такого класса можно назвать сделками года. Сделки такого уровня вносят изменения практически во всю индустрию. При этом наблюдается и обратные процессы – приобретение российскими предприятиями зарубежных производителей.
В этом году минимум два отечественных производителя стали крупнейшим зарубежным компаниям. Это концерн «Калина» и «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». В роли покупателей выступили Unilever и PepsiCo соответственно. Сделки для обеих компаний позволили сильно увеличить собственную долю на рынке. Многие крупнейшие игроки российского потребительского рынка – это отечественные предприятия, принадлежащие международным концернам, либо зарубежные компании.
Как известно, PepsiCo в начале февраля завершила сделку по покупке 66% акций «ВБД» за 3,8 миллиарда долларов у основных акционеров компании. Еще до того в форме американских расписок компания выкупила с рынка порядка 11% акций ВБД на общую сумму 622 миллиона долларов.
Важные сделки были совершены и в других отраслях. Несмотря на непростой год, прайс-листы электромонтажных работ лидеров отрасли несколько вырасли. В уходящем году были заключены большие контракты. Однако еще больше надежд участники рынка возлагают на Новый 2012 год.