В вазовскую высотку были приглашены дилеры, которых «АвтоВАЗ» отобрал для участия в федеральной программе по утилизации автомобилей. Вопросов по организации нового проекта было немало. Дилеры остались довольны тем, что «АвтоВАЗ» взял на себя риск потери оборотного капитала, связанного с возмещением выпадающих доходов из федерального бюджета.
Участие в конференции дилеров «АвтоВАЗа» принял один из разработчиков программы, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов. Он приехал в Тольятти вчера, чтобы осмотреть площадки, которые могут быть задействованы для утилизации старых автомобилей.
Как известно, одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей – около 50% парка старше 10 лет. Запуск «пилотного проекта» позволит стимулировать обновление автопарка, а следовательно, поддержать отечественного производителя. Программа, как заявил премьер-министр России Владимир Путин, заработает 8 марта и завершится 1 ноября 2010 года, если не будет принято решение о ее продлении. Времени на подготовку осталось мало, а вопросов, наоборот, хоть отбавляй. На многие из них, как заявил вице-президент по маркетингу ОАО «АвтоВАЗ» Максим Нагайцев, сегодня были даны ответы, хотя всех нюансов заранее предусмотреть нельзя. О том, что у россиян есть интерес к программе, свидетельствуют обращения людей в дилерские центры, однако сказать наверняка, насколько она будет востребована, достаточно сложно. Рахманов в ходе общения с прессой заявил: «Есть предположения, что заложенную в программе квоту – 200 тыс. автомобилей – население выберет за два первых месяца. Но как будет в реальности, мы сможем узнать только через некоторое время».
Сегодня Минпромторг России больше озабочен тем, кто именно будет участвовать в реализации проекта. Перечень поданных заявок от потенциальных утилизаторов велик, поскольку критерии отбора сведены к минимуму. По сути дела, их всего два – наличие лицензии на работу с отходами 2-4 класса опасности и договоры либо лицензии на переработку металлов. Плюс наличие готовности площадки. К сожалению, были прецеденты, когда предлагаемые площадки оказались, мягко говоря, не готовы. А посему, заявил федеральный чиновник, реестр компаний, которые получат право заниматься утилизацией, будет сформирован по итогам инспекционных поездок. Скорее всего, основное их число будет расположено в европейской части России, где самая большая концентрация автомобильного парка, а стало быть, и наличие старых машин.
Кроме географического фактора, надо иметь в виду и фактор экономический, а именно размер возмещения расходов дилерам на доставку автомобилей в центр утилизации. Средняя величина возмещения на один автомобиль составит 5 тыс. руб., при этом Алексей Рахманов заявил, что в некоторых случаях придется принимать особые решения. «Мы не можем гражданам отказать в праве воспользоваться этой программой», – заявил Алексей Рахманов.
Воспользоваться программой, чтобы увеличить объемы продаж, наверняка захотят все отечественные автопроизводители. Тем более что сдавать в утиль, получив от государства 50 тыс. рублей, можно не только «копейки» и «семерки», но и «ГАЗели». На «АвтоВАЗе» это прекрасно понимают, а потому стараются вести себя агрессивно. Максим Нагайцев заявил, что «АвтоВАЗ» готов «забрать под себя» половину объема программы. Был произведен жесткий отбор дилеров – из 400 утилизацией будет заниматься 121 компания, еще 30 включены в резерв. Ставка сделана в первую очередь на дилеров 1-2 категории – традиционных партнеров, имеющих серьезную материальную базу, включая СТО. Но пригодятся и дилеры третьей категории, если крупные дилерские центры удалены от владельцев старых авто.
На дилеров ложатся основные хлопоты, связанные с приемкой автомобилей, выдачей сертификатов и доставкой до центров утилизации. Но «АвтоВАЗ» готов помочь им организовать работу таким образом, чтобы клиентам не приходилось терять много времени на оформление бумаг. Впрочем, для дилеров, приехавших на конференцию, важно было другое – как будут решаться вопросы, связанные с выплатами из бюджета 50 тыс. рублей по выданному сертификату и транспортных расходов на перевозку старых машин. И хотя Минпромторг обещает выплату компенсаций в течение 20-25 дней, дилеры опасаются, что могут остаться без оборотных средств в случае большого наплыва желающих поменять старый автомобиль на новый. «АвтоВАЗ», кажется, подумал и об этом. Компания намерена взять на себя риск потери оборотного капитала дилеров, связанного с возмещением выпадающих доходов. «Мы будем производить отгрузку автомобилей дилерам после оплаты той части средств, которые он получил от клиента. Что же касается 50 тысяч, то здесь – будем ждать, когда министерство расплатится с дилером, – заявил Максим Нагайцев. – Для этого разработан новый типовой договор в отношении авансового платежа и ожидания. Надеемся, что это будет конкурентным преимуществом «АвтоВАЗа». Чтобы дилеры работали, как часы».