• Пн. Ноя 28th, 2022

Bayraktar: как турецкий производитель дронов меняет правила игры на аэрокосмическом рынке

Автор:admin

Окт 7, 2022

Самый известный дрон в мире. Первый беспилотник, соединивший эффективность и доступность. Мощный геополитический инструмент Турции. Так международные эксперты называют Bayraktar TB2, ставший бестселлером на рынке боевых БПЛА. Не в последнюю очередь — благодаря помощи Украины в защите от российских захватчиков.

Какие преимущества Bayraktar позволяют ему обходить конкурентов, зачем руководитель компании лично испытывает дроны в боевых условиях и может ли беспилотник изменить исторический путь Турции, рассказываем в статье.

От производства автозапчастей до аэрокосмических инноваций

Бизнес турецкой компании Baykar начался в 1986 году с производства автозапчастей. Но дальнейшую судьбу определило хобби основателя: инженер-механик Оздемир Байрактар увлекался аэрокосмической инженерией. Эту любовь он привил сыновьям, с которыми летал на одномоторных самолетах и строил модели.

Bayraktar: как турецкий производитель дронов меняет правила игры на аэрокосмическом рынке

Оздемир Байрактар

Впоследствии хобби переросло в амбициозную бизнес-идею: возродить аэрокосмическую отрасль в Турции.

«Мы всей семьей подумали, что нам следует изменить игру, перезапустить ее и сделать что-то инновационное в воздушном пространстве, что вернет нашу страну к конкуренции в аэрокосмической отрасли», — рассказывал СЕО компании Халук Байрактар в интервью директору Фонда «Вернись живым» Тарасу Чмуту.

Сыновья Оздемира, Сельчук и Халук, получили серьезное техническое образование. В 2002 году Сельчук Байрактар окончил Стамбульский технический факультет, через два года получил степень магистра в университете Пенсильвании, а затем — еще одну, в Массачусетском технологическом институте. Уже тогда он начал участвовать в разработке дронов в семейной компании. Халук получил степень магистра в Колумбийском университете.

После учебы братья вернулись в Турцию – развивать семейный бизнес. Оздемиру удалось получить государственную поддержку: помогли давние связи с турецкими властями, в частности — дружеские отношения с Реджепом Эрдоганом, занимавшим в то время пост премьер-министра.

Далее последовали несколько лет исследований, посвященных преимущественно программному обеспечению и электронике. Сельчук Байрактар лично испытывал дроны в реальных условиях — в горах юго-восточной Анатолии, где турецкая армия следила за представителями курдского движения.

Bayraktar: как турецкий производитель дронов меняет правила игры на аэрокосмическом рынке

Сельчук Байрактар

Этот факт поразил научного руководителя Сельчука из Массачусетского университета Эрика Ферона:

«Он без колебаний отправляется на линию фронта, действительно в самые плохие условия, в которые могут попасть турецкие военные: быть с ними, жить с ними и учиться непосредственно у пользователей».

Сельчук Байрактар объясняет, что хочет лично убедиться: беспилотник выдерживает наиболее жесткие условия:

«Если это не работает на высоте 10 тысяч футов при температуре минус 30 градусов, то это просто еще один предмет, который вы должны носить в своем рюкзаке».

В 2007 году компания поставила турецкой армии первый небольшой беспилотник — Bayraktar Mini, весивший около 9 килограммов. А в 2014 году Baykar дебютировал с прототипом большего беспилотника TB2, сегодня являющегося флагманской моделью компании. Его размер позволял транспортировать боеприпасы: первые испытания высокоточных ударов начались годом позже.

Bayraktar: как турецкий производитель дронов меняет правила игры на аэрокосмическом рынке

Испытание Bayraktar Mini в горах Турции

После этого ТВ2 быстро завоевал популярность за пределами Турции, переломив ход нескольких войн. Преимущественно — в так называемых развивающихся странах (Ливии, Эфиопии, Катаре). Пожалуй, самым громким в украинском информпространстве стал конфликт в Нагорном Карабахе в 2020 году: тогда именно Bayraktar обеспечил Азербайджану преимущество над Арменией.

Беспилотник как инструмент внешней политики

В 2016 году Сельчук Байрактар женился на Сумейе Эрдоган — младшей дочери президента Турции. С каждым годом союз частного бизнеса с государством становится все крепче.

Bayraktar: как турецкий производитель дронов меняет правила игры на аэрокосмическом рынке

Сельчук Байрактар с женой — Сюмейе Эрдоган

Аналитики считают, что беспилотники Bayraktar стали одним из мощных инструментов турецкой внешней политики.

«Беспилотники дают Турции геополитическое преимущество, — говорит Галип Далай, специалист по турецкой и ближневосточной политике в Chatham House, Лондонском аналитическом центре по международным делам. — Теперь, когда в Турции растет оборонная промышленность, она хочет продемонстрировать свои изделия как испытанные в боях. Зоны конфликта стали главным пиаром для турецкой индустрии беспилотников».

За последние 20 лет вооруженная промышленность Турции выросла в десять раз, и большинство военного оборудования страны сейчас производится на территории страны.

«Bayraktar, особенно TB2, превратился во флагмана турецкой оборонной промышленности», — говорит бывший турецкий дипломат Альпер Джошкун.

«Я бы утверждал, что сейчас это самый известный дрон из всех», — уверен руководитель лондонского бюро издания Aviation Week Тони Осборн.

Федерико Донелли, исследователь международных отношений из Университета Генуи считает:

«У Bayraktar есть своего рода гений, который может изменить исторический путь Турции».

Серьезным преимуществом турецких беспилотников, по сравнению с западными аналогами, является цена. Хотя официально в Baykar не разглашают стоимость ТВ2, специалисты оценивают ее примерно в 5 миллионов долларов. Для сравнения: американские дроны Reaper стоят около 32 миллионов долларов в штуку.

Итак, TB2 стал, по-видимому, первым беспилотником, которому удалось соединить надежность и доступность с эффективными результатами на поле боя.

«Bayraktar TB2 предлагает почти идеальный баланс между ценой и боевой эффективностью, — говорит директор оборонных исследований Турецкого центра экономики и внешней политики Джан Касапоглу. — Конкуренты TB2 на рынке оружия дороже, имеют больше бюрократических и политических препятствий для закупок или неопределенную стабильность поставок».

Украинские двигатели на турецких БПЛА

Сейчас у Baykar подписаны экспортные контракты с 22 странами, а предзаказы оформлены на три года вперед. Мощности компании позволяют ей производить 20 боевых БПЛА в месяц.

Бренд не инвестирует в маркетинг: достаточно того, что его продукты эффективно работают в реальных боевых условиях, а упоминания о Baykar регулярно появляются в новостях. Особенно — после полномасштабного вторжения России в Украину.

Во-первых, аналитики сходятся во мнении, что беспилотники сыграли решающую роль в первые дни после 24 февраля: дроны стоимостью в несколько миллионов долларов за единицу уничтожали целые колонны вражеской техники. И продолжают выполнять эту работу до сих пор.

Так, всего за три дня, с 31 августа по 2 сентября, два беспилотника Bayraktar уничтожили или повредили российскую военную технику на сумму 28,35 миллиона долларов, сообщил Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины Валерий Залужный:

«Это восемь единиц танков Т-72 (ориентировочная стоимость одного 3 миллиона долларов), по одной единице САУ АКАЦИЯ (1,6 миллиона), БМП (0,6 миллиона) и гаубицы (0,3 миллиона). Были повреждены пять танков Т-72 и одна БМП на 1,85 миллиона. Эффективные турецкие Байрактары в умелых руках наших воинов — мощное оружие! Один из аппаратов — помощь от дружеской Литвы».

Во-вторых, видео с работой Bayraktar становились частью информационной войны: поднимали моральный дух украинцев и внушали страх врагу. Самые яркие моменты собраны в ролике, который весной 2022 стал вирусным: его распространяли не только украинские, но и западные СМИ.

В-третьих, международную огласку приобрели краудфандинговые кампании по сбору средств на Bayraktar. После того как украинцы в рекордные два дня собрали на беспилотники 600 миллионов гривен, а Baykar заявил, что дарит нам дроны, аналогичные кампании стартовали еще в нескольких странах: Литве, Латвии, Польше, Норвегии, Канаде.

Еще в октябре 2021 года Украина и Турция договорились о строительстве завода под Киевом для сбора беспилотников. На нем планируют собирать как TB2, так и новые модели: Akıncı и Kizilelma (беспилотный истребитель).

«У вас очень хорошие и эффективные двигатели, а наша тесная координация и сотрудничество помогают им занять свое место на рынке БПЛА. Akıncı уже совершил свой первый полет с украинским двигателем», — рассказал Халук Байрактар.

Строительство завода, научно- исследовательского и производственного центров в Украине уже началось.

Источник: marketer.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *