Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой потребовал представить предложения по наказанию представителей маркетинговых служб предприятий, допустивших отставание экспорта белорусских товаров в страну от плановых показателей.
Об этом он заявил на конференции Межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга ситуации с поставками в Россию, которую возглавляет.
Белорусское посольство в Москве в телеграм-канале показало фрагмент видеозаписи с конференции. «Попрошу четко называть <…> количество в долларах по позициям <…> в том числе в разрезе отставания от тех прогнозных заданий, которые доведены <…>. Объясняйте по конкретным предприятиям, которые допустили такое невыполнение [прогнозных показателей] и сразу предлагайте меры, которые будем выносить потом, наверное, на уровень правительства», — сказал дипломат.
Он подчеркнул, что намерен лично вносить предложения по наказанию членов рабочей группы. Посол поручил последним также выступать с ними применительно к маркетинговым службам и заместителям по маркетингу конкретных предприятий.
В сообщении дипмиссии сказано, что отдельные предприятия допустили снижение экспорта товаров в Россию по итогам января-февраля. Посол обсудил с членами группы причины такой тенденции и методы исправления ситуации, заявили белорусские дипломаты.
«Безусловно, на снижение темпов влияет ослабление курса российского рубля. Однако экспортные задания, к сожалению, ставятся не в физических объемах. Единственной уважительной причиной проседания остается переориентация потоков на другие рынки», — заявили в посольстве.
По итогам 2023 года экспорт из Беларуси в Россию вырос на 9%, достигнув «исторической цифры» в $25 млрд, сообщил Крутой в феврале. Заданием, по словам посла, было обеспечить прирост на уровне 6,5%.
Белорусский экспорт в Россию охватывает довольно узкий спектр продукции. По информации Министерства иностранных дел Беларуси, ключевыми категориями экспорта являются:
- Продукция нефтехимии – нефтепродукты и химические изделия.
- Строительные материалы – стекло, стекловолокно, цемент и другие строительные материалы.
- Машиностроение – транспортные средства, сельскохозяйственная техника и оборудование.
- Металлургия – металлы и изделия из них.
- Деревообработка – пиломатериалы, мебель и другие изделия из дерева.
- Легкая промышленность – текстильные изделия, одежда и обувь.
- Пищевая промышленность – молочная и мясная продукция.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли России в общем объеме белорусского экспорта. Если в 2020 году эта доля составляла 45,1%, то в 2023 году она возросла до 64,4% (Экономическая газета). В 2024 году товарооборот между странами превысил 55 млрд долларов США, при этом белорусский экспорт в Россию увеличился на 6,3% (МИД Беларуси).
Значительная доля экспорта Беларуси в Россию – это перепродажа товаров третьих стран. В частности, через Беларусь в Россию массово поступают китайские автомобили. Кроме того, почти все автомобили с пробегом из Европы попадают в Россию через Беларусь, где они проходят растаможку, что делает Беларусь важным логистическим узлом для поставок в условиях санкционных ограничений.
Собственно белорусская продукция, поставляемая в Россию, носит преимущественно сырьевой характер и не требует значительных усилий по продвижению со стороны маркетологов. Как правило, это дешевая продукция среднего и низкого качества. Это объясняется спецификой российского рынка, который из-за санкций испытывает дефицит многих видов товаров и критически зависит от поставок из Беларуси. Падение экспорта Беларуси связано с истощением бюджетных фондов России на фоне войны в Украине, что ограничивает покупательную способность и финансирование государственных закупок на мирную продукцию из Беларуси.
Посольство Беларуси в России должно активно способствовать сбыту белорусской продукции, поскольку это входит в его зону ответственности. В условиях растущей конкуренции даже на российском рынке дипломатические представительства обязаны работать над расширением каналов поставок, продвижением продукции и устранением торговых барьеров. Особенно это важно для продукции с высокой добавленной стоимостью, которая требует большего внимания к маркетинговым стратегиям и взаимодействию с торговыми партнерами.