• Сб. Май 28th, 2022

Чебурашку отдали «Союзмультфильму»

Автор:admin

Июн 22, 2010

cheburashkaБасманный районный суд г. Москвы отказал писателю Эдуарду Успенскому в иске против компании ООО «Флэш-мастер», которая по лицензии ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм»» выпускала USB-накопители в виде популярных персонажей мультфильмов — Чебурашки и Кота Матроскина. По оценкам аналитиков, бренд «Чебурашка» может стоить несколько миллионов долларов.

По мнению Басманного суда, ответчик не нарушал права Эдуарда Успенского на литературные персонажи при реализации USB-накопителей в форме игрушек «Чебурашка» и «Кот Матроскин».

В «Союзмульфильме» отмечают, что ООО «Флэш-мастер» объективно не могло нарушить права Успенского, который, в соответствии с законом, имеет право на использование только текста (словесной фиксации) описания литературных персонажей. То есть USB-накопители (как и любые другие товары, созданные с использованием персонажей мультфильмов) существуют в форме, принципиально отличной от письменной, и воспроизводят визуальные образы всенародно любимых мультгероев.

Сам по себе USB-накопитель представляет собой изобразительную форму аудиовизуальных персонажей мультипликационных фильмов производства Киностудии «Союзмультфильм» («Крокодил Гена» (1969 год) и «Трое из Простоквашино» (1978 год)), исключительные права на которые принадлежат ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм».

Кстати, аналогичным образом должно развиваться сотрудничество «Союзмультфильма» с фабрикой «Ацтек». На фабрике будут выпускаться шоколадные конфеты в виде Чебурашек в натуральную величину.

Кому принадлежит Чебурашка?

Конфликт писателя с ФГУП «Союзмульфильм» начался еще в прошлом году, когда ряд деятелей культуры совместно с Успенским написали открытое письмо руководству страны, в котором утверждали, что «Союзмультфильм» нарушает их авторские права, незаконно использует интеллектуальную собственность, «развивает бурную коммерческую деятельность с нарушением наших мыслимых и немыслимых прав, осуществляет лицензирование выпуска печатной продукции, игрушек, сувениров, использует героев для создания новых фильмов без нашего участия и согласия».

В «Союзмультфильме» уверяют, что готовы выплачивать Эдуарду Успенскому и всем другим авторам процент от реализации продукции под логотипом мультипликационных героев, однако сам Успенский от этих выплат отказывается.

«Существует постановление РФ от 29 мая 1998 года «О минимальных ставках вознаграждений авторов кинематографических произведений, производство которых осуществлено до 3 августа 1992 года», согласно ему, все авторы мультфильмов должны один раз в полгода получать определенный процент от реализации этого мультфильма и продукции, которая как-либо с этим мультфильмом связана. Вознаграждение авторов популярных мультфильмов доходит до сотен тысяч рублей в полгода. Когда доход от реализации маленький, то «Созюмульфильм» дополняет эту сумму до 7 500 руб — такова минимальная сумма, которую может получить автор. Эдуард Николаевич отказывается от данных выплат, хотя мы неоднократно предлагали ему эти деньги. Мы настроены по-человечески и не забываем наших заслуженных авторов», — подчеркнула пресс-секретарь «Союзмультфильма» Екатерина Торопова.

Эдуард Успенский убежден в обратном и готов к дальнейшим судебным тяжбам.

«Это дело затяжное. Ясно, что и последующие заседания будут в пользу «Союзмультфильма». Однако Медведев в ответ на наше открытое письмо ответил, что практика распределения денег должна проходить в судебном порядке. Вот мы этот порядок и выстраиваем. Я убежден, что я придумал своих героев и это я могу платить «Союзмультфильму» копеечные проценты, а не они мне», — заявил Эдуард Успенский.

$600 тысяч/год

У «Союзмультфильма» на сегодняшний день нет прогнозов относительно выручки, которую получает организация в ходе оборота продукции под брендом «Чебурашка», поскольку для них Чебурашка — это не бренд. «Мы не рассматриваем Чебурашку как отдельный бренд — это все-таки мультипликационный персонаж», — пояснила пресс-секретарь «Союзмультфильма» Екатерина Торопова.

«Использование бренда носит многопрофильный характер, причем в большинстве случаев использование осуществляется контрафактно, — говорит Аналитик ИК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко, — а в ряде случаев в качестве выгодоприобретателей выступают художники или сам Успенский. По приблизительным оценкам, доходы «Союзмультфильма» от данного бренда могут составлять до $600 тыс. в год», — пояснил Вакуленко. Таким образом, стоимость бренда «Чебурашка» может составить несколько миллионов долларов, отмечает аналитик.

Однако консультант по брендингу Виктор Тамберг считает, что у «Чебурашки» нет целевой аудитории. «На мой взгляд, этот бренд не может стоить дорого. Стоимость бренда — это объем прибыли, который можно получить от его использования. Велика ли возможная прибыль от «Чебурашки»? Детям этот образ не интересен, взрослым — тоже не особо, разве что в качестве прикола», — уверен он.

Генеральный директор бренд-консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц вообще считает, что Чебурашка обладает крайне отрицательными маркетинговыми свойствами. «Я думаю, что этот бренд ничего не стоит. Чебурашка — культурный феномен и не более того. Я могу точно сказать, что этот бренд приводит к снижению цены на товар. То есть Чебурашка как маркетинговый элемент имеет отрицательные свойства, а не положительные. Вряд ли «Союзмультфильм» сможет заработать на использовании бренда большие деньги», — уверяет Дымшиц.

«Не секрет, что в нашей стране законодательство об интеллектуальной собственности только начинает реально действовать,- говорит юрист ООО «Альянс Консалт» Александра Улезко. — Авторское право призвано защищать прежде всего форму, а не содержание, хотя персонаж может становиться самостоятельным объектом авторского права. Возможно, Успенскому и удастся добиться изменения решения суда первой инстанции, поскольку судебная система в нашей стране крайне непредсказуема», — пояснила юрист.

vkrizis.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.