• Чт. Дек 8th, 2022

Что такое эффект Эдипа?

Автор:admin

Ноя 12, 2022

Эффект Эдипа — это самореализующийся или саморазрушающийся прогноз. Суть заключается в том, что люди, получившие благоприятное предсказание, в процессе его ожидания своими целенаправленными действиями способствуют его осуществлению. Или наоборот, после получения неблагоприятного известия могут позаботиться о том, чтобы оно не сбылось.

Эффект Эдипа не надо путать с комплексом Эдипа. Это разные темы, хотя термины взяты из одного и того же произведения. Первое понятие, о котором идет речь в данном тексте, относится к социологическому прогнозированию. Второе — это, по Фрейду, сексуальное влечение мальчика к своей матери.

Царь Эдип

Царь Эдип взят для названия эффекта (равно как и для комплекса) из одноименной трагедии Софокла. Сюжет ее следующий. Фиванский царь Лай получил предсказание о том, что погибнет от руки своего сына. Поэтому, когда его жена Иокаста родила мальчика, он отдал его пастуху с приказанием отнести в горы и оставить на съедение зверям. Но пастух пожалел дитя. В итоге ребенок попал в дом царя Коринфа, получил имя Эдип и был воспитан как наследник.

Эдип сумел ответить на вопрос Сфинкса. Этим он победил чудовище и спас Фивы

Эдип вырос. Но по Коринфу пошли слухи, что он приемыш. Юноша пошел к оракулу и услышал от него пророчество — ему суждено убить отца и жениться на матери. Не желая возвращаться в Коринф, Эдип идет куда глаза глядят. По дороге он встречает Лая и в ссоре убивает его. Потом приходит в Фивы и спасает город от злобного Сфинкса. Народ объявляет его царем и дает в жены Иокасту. Финал трагедии печальный. Главный герой узнал правду. Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя и отправился в добровольное изгнание.

Прогноз или пророчество? Эдип либо Пигмалион?

Иногда можно услышать, что эффект Эдипа — это самореализующееся пророчество. Правильно ли так говорить? Нет. Пророчество — это предсказание, которое обязательно сбудется. В идеале его реализация не зависит от желаний, решений или действий заинтересованных лиц. Хотя можно вспомнить об эффекте Пигмалиона, который гласит: человек, который получил пророчество и поверил в него, своими непроизвольными действиями способствует тому, что оно сбывается.

Какая разница между этими двумя понятиями? Во-первых, в эффекте Пигмалиона действия непроизвольные, а в эффекте Эдипа — осознанные, целенаправленные и даже запланированные. Во-вторых, прогноз — это предсказание, которое исходит из оценки множества объективных и субъективных факторов, анализа обстановки и т.п. Если он неблагоприятный, то вполне возможно принять правильное решение и совершить определенные действия, благодаря которым удастся его избежать. Пророчество — обязательно сбывается, а с помощью человека или нет, это уже другой разговор.

Отличие эффекта Эдипа от эффекта Пигмалиона:

  • Эффект Эдипа появляется там, где предсказанное событие или состояние не достигается не из-за неточности прогноза, а по причине своевременной реакции на точный прогноз, которому не дали осуществиться.
  • Эффект Пигмалиона — в этом случае прогноз выступает в качестве стимула, воздействующего на эмоционально-чувствительную рациональную и волевую сферы человеческой психики, на реализацию творческих способностей людей. Прогнозирование успеха, которое мобилизует людей, им удается делать то, что в другом случае было бы невозможно.

Прогнозов, которые были бы абсолютно достоверны, не существует! Главная причина заключается в том, что человек, являясь более простой системой, даже со всей своей современной аппаратурой не в состоянии всегда и точно предсказывать будущее систем более сложных. Вот что говорит статистика по достоверности прогнозов:

  • Экономические: на месяц — около 100% (но не сто!), на квартал — 50%, на год — 20%.
  • По солнечной активности (краткосрочные) — 70%.
  • По погоде (трехдневные) — 70%.
  • По землетрясениям — 52%.

Несовершенство прогнозов объясняется наличием целого комплекса возможных ошибок: по исходным данным, по внешним факторам, по принятой методике и т.п., да плюс еще пресловутый «человеческий фактор». Таким образом, если был дан нежелательный прогноз и на него последовали определенные действия, и он из-за этого не сбылся — так это не потому, что неправильно рассчитан, а именно вследствие ответной реакции. То есть, налицо эффект Эдипа.

В качестве примера саморазрушающегося прогноза можно привести компанию «Атари». В 1977 году ее деятельность на рынке видеоигр была необычайно успешной. Однако эксперты составили неблагоприятный прогноз. Согласно ему, по мере увеличения числа домашних компьютеров, популярность кассет для приставок упадет до нуля, из-за чего фирму ждет банкротство. В ходе стратегического планирования владельцы «Атари» учли предсказание и кардинально изменили направление работы. Через некоторое время прибыль снова превзошла все ожидания.

Краткая формулировка эффекта Эдипа:

Возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деятельность людей.

Составление прогноза с учетом эффекта Эдипа

Общая схема разработки прогноза с учетом того, что заинтересованные лица могут своими действиями либо решениями повлиять на его реализацию, выглядит следующим образом:

  1. Прежде всего, надо провести глубокий и всесторонний анализ социальных процессов, которые происходят в обществе и сделать первый вариант прогноза. То есть, определить тенденции и экстраполировать их в будущее.
  2. По основным из этих процессов следует выделить отрицательные компоненты, главным образом обеспечивающие именно неблагоприятный исход. Либо мешающие совершиться благоприятному.
  3. Необходимо рассмотреть все возможные инструменты (методы, средства, решения и т.п.), с помощью которых можно ослабить влияние негатива или вообще сделать предсказание саморазрушающимся.
  4. Если прогноз доброжелательный, то пункты 2 и 3 отличаются тем, что необходимо работать не только по устранению негатива, но и по усилению позитива.
  5. Просчитать вероятные последствия управленческих решений и конкретных действий по саморазрушению либо самореализации прогноза.
  6. Сделать второй вариант прогноза, но теперь уже с учетом пункта 5. Активность участников теперь будет выступать как одна из экстраполируемых тенденций.

Иногда опасаются, что приведенный выше процесс затянется до бесконечности, если захочется составить третий прогноз, четвертый и т.д. Вряд ли такое произойдет, потому что в данном случае не требуется слишком большая точность и проработка деталей.

Источник: marketer.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *