В Минске состоялся практический семинар «Разработка сайта. Руководство для заказчика».
С докладами выступили директор интернет-агентства ELAB MEDIA Алексей Шабловский и интернет-предприниматель Павел Жуковский.
Было отмечено, что число веб-сайтов в белорусском интернете стремительно растет, улучшается их качество. Все большее внимание уделяется эффективному продвижению сайтов в поисковых системах. Стремительно растет уровень конкуренции на белорусском рынке. В страну приходят новые игроки, которые не боятся конкуренции и готовы к борьбе за белорусский рынок. Да и белорусы стремятся не отставать – осваивают новые технологии и инструменты бизнеса, которые предоставляет интернет.
Сегодня особенно важно не только присутствовать в интернете, но и эффективно использовать современные инструменты ведений онлайн-бизнеса. Нужно обучать персонал правильно отвечать на звонки, улучшать качество обслуживания клиентов, совершенствовать свои продукты. В мире высоких технологий бизнеса исключительно важно, с одной стороны, увеличивать бюджет на раскрутку сайта, а с другой – сокращать издержки, улучшая ключевые показатели эффективности, такие как показатель конверсии, средняя стоимость привлечения целевого посетителя на сайт, средняя прибыль с привлечения одного целевого посетителя и др. У белорусов появилась уверенность в завтрашнем дне и деньги. Если некоторые отрасли переживают нелегкие времена, то это, скорее, не кризис, – это норма современной мировой экономики. Уровень конкуренции растет, и нужно развивать свой бизнес: совершенствовать процессы и технологии, модернизировать производство, обучать персонал, сокращать себестоимость, улучшать качество, создавать новые продукты, искать новые рынка сбыта… Порой нужно уметь совмещать несовместимое: сокращать издержки и улучшать качество. Если не предпринимать постоянных осознанных усилий, то любой бизнес ждет кризис или даже банкротство.
![]() |
![]() |
![]() |
Всегда есть отрасли, которые быстро растут. В белорусском интернете улюлюканья про “кризис” совершенно неуместны. Здесь все закипает с невиданной силой. На глазах меняется буквально все. Это как город с небоскребами, возникший в чистом поле. Это невозможное, ставшее реальностью! Домены в Байнете раскупаются тысячами. Соответственно, есть спрос на создание сайтов. Немало интернет-агентств предлагают свои услуги, но все предложения сильно отличаются друг от друга как по существу, так и по стоимости. А ведь при заказе такой услуги, как создание сайта, нужно учитывать множество факторов, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Приведем лишь некоторые факторы, которые стоит учитывать:
- профессионализм и отзывчивость менеджера проекта;
- опытность разработчиков;
- тип лицензии системы управления сайтом (зашифрованный код/открытый код);
- “статусность” CMS (CMS, зарекомендовавшая себя на международном уровне / “самописная” CMS “домашнего приготовления”);
- производительность CMS, надежность;
- специфика и “слабые места” CMS;
- возможность выбора той или иной системы управления сайтом исходя из целей бизнеса и предпочтений Заказчика;
- наличие на рынке достаточного количества компаний, способных поддерживать и дорабатывать сайт на данной CMS;
- реальные сроки разработки, закрепленные в договоре;
- определенный объем работ, описанный в техническом задании;
- фиксированная стоимость услуг, закрепленная в договоре;
- перечень сопутствующих услуг, которые включены в стоимость разработки сайта (обучение, гарантийное техническое обслуживание, наполнение сайта контентом, поддержка клиентов, хостинг и т.д.);
- этапность оплаты (по мере выполнения работ и предоставления результата выполненных работ);
- гарантийные обязательства, санкции за невыполнение обязательств Разработчиком;
- стоимость разработки сайта с детализированной сметой затрат;
- репутация компании;
- … многое другое.
Эти и другие вопросы затрагивались на прошедшем семинаре. В частности, участиники мероприятия прояснили для себя некоторые важные вопросы:
- Как искать подходящего Разработчика?
- Как правильно вести переговоры о цене и получать скидки?
- Как получить лучшие условия для себя?
- Как определить реальную стоимость разработки сайта?
- На чем можно сильно сэкономить без ущерба качеству?
- Как не “купиться” на заманчивое предложение и не “попасть на деньги”?
Докладчики подробно остановились на следующих вопросах:
- Как писать техническое задание на разработку сайта?
- Как избежать критических ошибок при разработке сайта?
- Как строить отношения с Разработчиком и контролировать процесс разработки?
- Как тестировать сайт на ошибки?
- Что нужно знать о работе сайта?
- Как правильно принимать работу у Разработчика?
- Что Разработчик обязан предоставить?
- Как получить МАКСИМУМ от Разработчика?