Снижение рекламных доходов в первом квартале может составить 5-10% в рублевом исчислении, предупредил вчера холдинг «СТС Медиа» (телесети СТС, «Домашний» и ДТВ).
Уже в октябре-декабре 2008 года холдинг столкнулся с 16-процентным падением спроса на региональную телерекламу: в условиях кризиса компании делают ставку на рекламную поддержку брендов, имеющих общенациональную дистрибуцию.
Отчитываясь вчера по итогам 2008 года, руководство «СТС Медиа» отказалось дать традиционный прогноз по годовой выручке и рентабельности бизнеса. В первом квартале рекламные доходы могут составить 90-95% в рублевом исчислении от показателей аналогичного периода прошлого года, сообщил лишь гендиректор холдинга Антон Кудряшов. За январь-март 2008 года «СТС Медиа» заработал на рекламе $136, 7 млн, или 3, 214 млрд руб. Но тогда в отчетности еще не учитывался канал ДТВ: сделка по его покупке за $395 млн была закрыта только в апреле 2008 года.
В январе объем рекламы снизился на каналах СТС и «Домашнем», но вырос на ДТВ, подсчитало агентство Media Logics на основе данных TNS Russia. Так, СТС в целевой для него аудитории «Все россияне 6-54 лет» продал рекламодателям 12, 4 тыс. пунктов рейтингов (GRP; условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик), что на 2% меньше, чем в январе 2008-го. На «Домашнем» в его целевой аудитории «Женщины 25-60 лет» снижение рекламного объема составило 16%, до 3, 3 тыс. GRP. На ДТВ в целевой аудитории «Все россияне старше 18 лет» объем рекламы вырос на 13%, до 2, 9 тыс. GRP.
Антон Кудряшов вчера признал, что расценки, по которым продается телереклама на каналах холдинга, снизились на несколько процентов. Ранее такие крупные рекламодатели, как МТС и «Эльдорадо», подтверждали, что на этот год получили от продавцов телерекламы «существенно лучшие условия» (см. «Ъ» от 19 января).
Ожидаемое «СТС Медиа» снижение рекламных доходов в первом квартале на 5-10% в рублевом исчислении стало первой в этом году оценкой складывающейся ситуации на телерекламном рынке. В группе «Видео Интернешнл» (помимо «СТС Медиа» обслуживает также «Первый канал», холдинги ВГТРК, «Проф-Медиа», 7ТВ и Муз ТВ) вчера отказались комментировать этот прогноз. «Мы ожидаем, что рекламные доходы ТВ-3 и MTV в первом квартале будут в принципе на уровне аналогичного периода 2008 года», – заявила представитель «Проф-Медиа» Екатерина Долгошеева.
Уже в четвертом квартале «СТС Медиа» столкнулся с падением доходов от региональной телерекламы. Как следует из отчетности холдинга, выручка 20 региональных станций СТС снизилась в долларовом исчислении на 26%, до $27, 7 млн, а 12 станций «Домашнего» – на 27%, до $4, 7 млн. В рублях снижение доходов от региональной телерекламы составило 16-17%. Падение спроса наблюдается в первую очередь в отдельно взятом московском регионе, уточнил финансовый директор «СТС Медиа» Борис Подольский. По итогам первого квартала 2009 года холдинг прогнозирует снижение доли региональной телерекламы в общей выручке с 14% годом ранее до 11%.
Сейчас на телерекламном рынке в целом наблюдается снижение спроса на региональное размещение, соглашается директор по закупкам рекламы группы Aegis Media/OKS Сергей Пантелеев. Крупные рекламодатели, сокращая маркетинговые бюджеты, отказываются от поддержки широкого портфеля брендов и делают ставки на марки, имеющие национальную дистрибуцию, добавляет гендиректор агентства Universal McCann Дмитрий Насальский. Зафиксировав в прошлом году снижение спроса на региональную телерекламу, канал MTV на 2009 год вдвое сократил число региональных рекламных блоков в пользу федеральных, а ТВ-3 отказался от них полностью, рассказывает госпожа Долгошеева. «Во многом благодаря ставке на федеральную рекламу доходы этих телеканалов по итогам первого квартала не просели», – отмечает она.