• Вс. Апр 14th, 2024

Эффект ложной уникальности

Автор:admin

Сен 18, 2023

Эффект ложной уникальности состоит в том, что когда человек имеет какие-то свойства, положительные черты характера или нюансы поведения, приносящие успех, то он считает, что кроме него это мало кому присуще. Он недооценивает распространение этих способностей среди других людей, считая себя более уникальным, чем есть на самом деле.

Примеры эффекта ложной уникальности

Эффект ложной уникальности очень распространён. Студент удачно ответил на сложный экзаменационный вопрос и думает: «На такое мало кто способен». Хотя, наверное, по крайней мере, четверть группы ответила бы не хуже. Молодой человек в музее глубоко удивлен картиной известного художника. После чего думает: «Далеко не каждому свойственно так тонко ощущать художественные произведения». Увидев, как кто-то потерял кошелек и обратив на это его внимание, подросток испытывает не только удовольствие от доброго дела, но и гордость за то, что он сделал что-то, несвойственное, как ему кажется, большинству. Хотя, на самом деле, наши соотечественники не так уж испорчены, чувство собственного достоинства есть у многих людей независимо от их материального состояния.

Эффект ложной уникальности

Вот как я могу! А вы все на такое не способны!

Доказательства

Среди известных исследований по данному эффекту можно выделить статью Дж. Сулза и др. (1988). В ней, в частности, говорится, что люди, не следящие за собственным здоровьем, значительно переоценивают количество тех, кто тоже относится к нему безответственно. Однако, по статистике, таких гораздо меньше.

Allison и др. (1989) пытались определить, на какую сферу распространяется эффект, на нравственные поступки или на умственные способности. Вывод такой, что вообще на обе. Но особенность в том, что люди считали себя более уникальными после высоконравственных деяний, чем тогда, когда делали что-то разумное. Это назвали «эффектом Мохаммеда Али».

Причины возникновения эффекта ложной уникальности

Откуда возникает эффект ложной уникальности и почему он так распространён. Подробно об этом рассказывается в труде Д. Майерса «Социальная психология». В разделе «Склонность в пользу своего Я» сказано, что когда человек получает какую-либо информацию о себе, он оценивает ее субъективно, потому что в процесс вмешивается мощная склонность трактовать все в свою пользу.

Исследования показали, что когда людей хвалят, даже не заслуженно, то они не отказываются от льстивых слов. Они считают, что добились успехов за счет своих способностей, а потерпели неудачу из-за объективных обстоятельств (это касается даже спортсменов). Каждый супруг говорит, что он имеет больше обязанностей в семье, а каждый из разведенных обвиняет своего бывшего партнера. Высшее образование не спасает от склонности в пользу своего Я. Неудачники-менеджеры оправдывают низкие результаты леностью и низкой квалификацией рабочих. Рабочие же обращают внимание на плохое обеспечение, чрезмерную работу и непонятные указания.

В итоге, если бы произвести градацию людей по их собственным оценкам, то подавляющее большинство разместится на шкале выше среднего уровня. Что, быть не может? Вот несколько примеров:

  • 61% бизнесменов уверены, что ведут себя более высоконравственно, чем «средний бизнесмен» (Brenner & Molander, 1977). Половина из опрошенных вообще оценила свои нравственные качества на 90 по 100-балльной шкале.
  • 90% бизнес-менеджеров уверены в том, что они работают лучше «среднячков» (French, 1968).
  • Большинство нидерландских школьников считают себя лучше в плане честности, настойчивости, оригинальности, надежности и доброжелательности, чем «середняки» (Hoorens, 1993).
  • Большинство людей считают, что они умнее их коллег (Public Opinion, 1984).
  • Большинство взрослых уверены в том, что они помогают своим родителям лучше, чем их близкие родственники (Lerner et al., 1991).
  • 66% людей считают себя по состоянию здоровья младше своего возраста (Public Opinion, 1984).

Как тут не вспомнить шутку Фрейда: Муж говорит жене: «Когда один из нас умрет, то я, наверное, перееду в Париж».

Еще одну причину исследователь Нейл Уэйнстейн назвал «неоправданным оптимизмом в отношении будущих жизненных событий». К сожалению, формат статьи не позволяет привести распространённые доказательства, поэтому приведем вывод: человеку в равной степени нужны и оптимизм, и пессимизм. Первый — чтобы не терять надежду, второй — чтобы не потерять бдительность. В подразделе «Ошибочный консенсус и ложная уникальность» есть ссылки, подтверждающие материал данной статьи: Goethals et al., 1991, Suls et al., 1988, Gross & Miller, 1997 и другие.

Это не единственные проявления склонности в пользу своего Я. Из прошлого мы помним только то, что работает на нас. Когда нежелательный поступок нельзя переделать или забыть, мы стараемся его оправдать. Чем выше мнение человека о каком-либо из своих положительных качеств, тем чаще он оценивает окружающих именно по этому критерию. Чем лучше мы думаем о себе, тем быстрее соглашаемся с тем, что и другие относятся к нам дружелюбно. Если какая-то информация нам выгодна (тест, гороскоп и т.п.), мы будем ей доверять. Нам нравится быть причастными к успехам известных людей. Когда знаменитость посещает наше предприятие или колледж, мы чувствуем, что связаны с ее славой.

Эффект ложной уникальности

Я не такой, как все! Я лучше! Гм-м… А если не смотреть на цвет?

Возможные последствия эффекта ложной уникальности

С одной стороны, благодаря эффекту ложной уникальности, человек более положительно оценивает себя в плане способностей и возможности положительных свершений. Это важно, ведь известно, как полезны для достижения успеха уверенность и вера в свои силы. Чем более «нестандартное» поведение личности, тем охотнее оно считает, что определенные черты и действия свойственны только ему.

С другой стороны, данный эффект вреден. Когда человек слишком высокого мнения о себе, он обычно отказывается воспринимать опыт и идеи других, в первую очередь своих подчиненных. Это плохо влияет на достижение не только коллективного, но и личного результата, то есть негативно отражается в первую очередь на нем же самом. Переоценка собственной уникальности приводит к разногласиям с окружающими и часто доходит до того, что человек считает своим долгом отрицать ради самого отрицания, иногда не очень беспокоясь о том, чтобы его аргументы выглядели более весомо или обходясь совсем без аргументов. Всё это ухудшает отношение к такой личности, на что она, кстати, совсем не обращает внимания (эти бездари не способны оценить мои способности!). Еще хуже то, что это приводит к конфликтам.

Как избежать негативного влияния

Чтобы избежать негативного влияния эффекта ложной уникальности, необходима главная предпосылка — умение критически относиться к себе и смотреть на собственное лицо беспристрастно. Понимание того, что каждый человек уникален, имеет свой опыт и образ мыслей и, в чем-то проигрывая «выдающемуся», наверняка побеждает его в другом, неплохо «приземляет», хотя и не доставляет удовольствия. Следует учиться реально оценивать свои мысли и способности. Это нелегко для того, кто привык себя преподносить выше окружения. Однако следует помнить, что нивелирование данного эффекта уменьшает напряжение в коллективе и повышает вероятность достижения желаемого результата за счет адекватной оценки возможностей. Только не нужно бросаться в другую крайность, о которой будет сказано ниже.

Антипод эффекта ложной уникальности

Классическим противовесом эффекту ложной уникальности считается эффект ложного консенсуса или, иначе говоря, эффект ложного согласия. Это когда человек считает, что окружающие думают и готовы поступать так же, как и он. То есть личность переоценивает степень распространения среди них своих мыслей, страстей или поступков. Она уверена, что ее суждения совпадают с суждениями большинства. Это касается не только одиночек, но и групп, поскольку у них обычно достигается консенсус по основным вопросам, являющийся одним из главных объединяющих факторов. Члены таких групп считают, что другие должны думать так же, как они. А когда видят, что это не так, считают их неполноценными. С групповым эффектом ложного согласия во многом сталкивается Парадокс Абилина. Он состоит в том, что группа может принять решение, не нравящееся любому из ее членов. Но каждый будет молчать, стараясь сохранить консенсус. Чтобы лучше в этом разобраться, следует обратиться к психологическому феномену группового мышления, из-за которого желание сохранить гармонию в коллективе становится причиной принятия нерациональных решений.

Источник: marketer.ua

Автор: admin