• Ср. Фев 28th, 2024

Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

Автор:admin

Июн 26, 2023

В попытках создать нетоксичное комьюнити мы сделали ламповую группу во ВКонтакте, победили хейтерский телеграм-чат и наконец разрешили курьерам общаться в комментариях.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

Семь лет назад мы в Dostavista стали изучать, что такое комьюнити. Почитали исследования, посмотрели, что происходит в других компаниях, и поняли, что нам нужно сообщество курьеров. Это повысит лояльность к компании — курьерам будет интересно работать, они смогут получать информацию от нас и общаться между собой. Улучшится узнаваемость Dostavista.

Начали с лампового сообщества во ВКонтакте

В 2016 году мы создали группу во ВКонтакте для курьеров. Там не только размещали информацию от сервиса, но и устраивали конкурсы, голосования.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

Дополнительно в группе мы сделали ветки с обсуждениями: вопрос-ответ, предложите новость, а также статьи и общение. Последний чат — это болталка, в которой можно общаться на любые темы. Обсуждение активно и сейчас — в нем курьеры делятся ценами на заказы, любимыми и не очень маршрутами, скидывают мемы.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

В группе мы сразу установили правила. Запрещено размещать спам, рекламу, ссылки на сторонние ресурсы. Также нельзя материться и оскорблять других участников или администраторов. Если подписчик нарушает правила, его добавляют в бан-лист или исключают из группы навсегда.

Активным опытным курьерам мы предлагаем стать наставниками. Добавляем их в группы с новичками, где нужно оперативно отвечать на рабочие вопросы, подсказывать по заказам.

Сообщество во ВКонтакте хорошо развивалось, и нам захотелось построить комьюнити и в других социальных сетях. В Инстаграме (принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) сообщество не сложилось с самого начала: мы проводили конкурсы, звали участвовать в обсуждениях, но общение не шло. Тогда решили сделать упор на Телеграме — мессенджер как раз становился популярным.

Создали телеграм-канал — и столкнулись с хейтерами

В 2019 году создали канал в Телеграме. Хотелось, чтобы как можно больше курьеров читали наши новости, поэтому мы добавили в курьерское приложение приглашение подписаться на канал.

Когда мы делали сообщество, в мессенджере не было комментариев и реакций. Поэтому в дополнение к каналу не создали чат, в котором курьеры могли бы переписываться. Позже в Телеграме комментарии и реакции появились, но мы не подумали, что нужно открыть их в нашем канале. Казалось, что всех всё устраивало: общение идет во ВКонтакте, а Телеграм — источник новостей.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

В 2022 году мы узнали, что кто-то из действующих курьеров создал свой телеграм-чат Dostavista. В группе царила токсичная атмосфера и «дедовщина»: сервис поливали грязью, а новичков унижали за вопросы.

Например, участникам чата не нравились слоты: это несколько заказов, которые нужно выполнить за определенное время, а маршрут и сами заказы формируются сервисом. Поэтому людей, которые про них писали, могли даже забанить в группе.

[{"title":"<span><span>u0421u043bu043eu0442u044b u0432u00a0u0447u0430u0442u0435 u043eu0431u0441u0443u0436u0434u0430u0442u044c u043du0435u043bu044cu0437u044f, u043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u0435u00a0u2014 u0431u0430u043d</span></span>","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2b7128c5-1e56-5136-8bb8-e9809d68008a","width":1044,"height":618,"size":365004,"type":"jpg","color":"19222c","hash":"","external_service":[]}}},{"title":"<span><span>u0410u00a0u0435u0441u043bu0438 u043du043eu0432u0438u0447u043eu043a u0437u0430u0434u0430u0435u0442 u0432u043eu043fu0440u043eu0441 u043eu00a0u043fu0440u0438u043bu043eu0436u0435u043du0438u0438,u00a0u0432u043cu0435u0441u0442u043e u043fu043eu043cu043eu0449u0438 u0435u043cu0443 u043du0430u0433u0440u0443u0431u044fu0442</span></span>","image":{"type":"image","data":{"uuid":"d3a77dd4-59fe-5e5b-93de-9e23b1f66c9d","width":1002,"height":888,"size":126916,"type":"png","color":"1c272e","hash":"","external_service":[]}}}]

Группа хейтеров назвалась именем бренда. Получалось, что если курьер искал в поиске Телеграма Dostavista, то первым он находил именно чат, а не наш официальный канал.

Мы попытались пойти на контакт с создателями чата. Не настаивали на удалении токсичного сообщества, но попросили добавить представителей Dostavista администраторами и ввести правила для общения — по аналогии с теми, что мы вводили в группе во ВКонтакте. Администраторы чата отказались.

Тогда мы решили договориться хотя бы о смене имени чата. Написали администраторам, но они отказались менять название. Попробовали обратиться в поддержку Телеграма, однако мессенджер может вернуть аккаунт только в том случае, если докажешь, что он твой. Нам отказались помочь, тем более что здесь речь шла о названии чата.

Исправили ошибки в Телеграме

У нас не получилось договориться с администраторами чата хейтеров. Приходить туда в комментарии, спорить или пытаться заблокировать чат было бы неправильно, ведь в нем участвуют наши курьеры.

Мы отпустили эту историю и занялись развитием собственного сообщества, тем более в мессенджере уже был официальный канал с 20 000 подписчиков. Мы решили строить комьюнити на его основе.

Чтобы отличаться от хейтерского чата и сделать поиск нашего канала легче, мы получили галочку от Телеграма.

Сразу открывать комментарии было страшно: боялись, что придут участники хейтерского чата. Поэтому для начала дали возможность ставить реакции на посты.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

Реакций было много: мы поняли, что курьерам важно с нами взаимодействовать. Поэтому прикрепили к каналу чат. В нем сейчас общается 1400 человек.

Мы следим за атмосферой в чате. Чтобы вступить в него, нужно подать заявку, и мы проверяем, что это реальный человек, а не бот или спамер.

Как ведем сообщества сейчас

У нас продолжают активно действовать два сообщества: группа во ВКонтакте и канал с чатом в Телеграме. Вот что мы делаем для вовлечения курьеров в комьюнити:

  • Рассказываем про самых успешных курьеров за месяц. Кто-то бьет рекорды по заработанным деньгам, кто-то попадает в топ курьеров.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

  • В группе во ВКонтакте создали рейтинг участников: за лайки и комментарии люди получают очки — чем их больше, тем выше рейтинг. Каждую неделю система определяет топ-5: победители получают баллы в курьерском приложении. Подписчики часто комментируют записи, чтобы попасть в число лучших. Раньше победителей недели призывали в комментариях под постом, но большинство ставят себе напоминалки и сами проверяют, на каком они месте.

  • Ищем разные подходы для сообществ. В Телеграме курьеры предпочитают читать новости от сервиса и обсуждать рабочие вопросы. В группе во ВКонтакте участники любят конкурсы и неформальное общение.

У нас есть метрики, чтобы следить за активностью комьюнити: количество подписок и отписок за месяц в обоих сообществах. Отслеживаем и уровень вовлеченности, когда человек:

  • Просто просматривает записи
  • Лайкает, репостит, иногда комментирует
  • Делится своими фото, активно пишет в чате

Сообщество во ВКонтакте хорошо развивается: в группе 14 000 участников, в болталке 340 000 сообщений. Участники комментируют и лайкают посты, участвуют в обсуждениях. Мы видим, что в социальной сети сложилось свое комьюнити курьеров.

Общение в Телеграме тоже набирает обороты: у официального канала 21 000 подписчиков, в чате участвуют 1400 человек.


                    Мемы, конкурсы и хейт: как в Dostavista развивали комьюнити курьеров

Вывод простой: давать людям высказаться — хорошо, размещать только новости — плохо

Мы поняли, что людям важно общение между собой и обратная связь от нас. Если нет официального чата, курьеры сделают его сами, но там не будет правил и поддержки от нас.

Поняли, что для компании чаты — это тоже плюс: с их помощью можно получать обратную связь, оперативно узнавать о проблемах. Например, курьеры делятся тем, что расстояние рассчиталось неправильно. Также можно отслеживать, что пользователям нравится и не нравится в сервисе: курьеры могут сравнивать наш сервис с другими.

Опыт показал нам лучше статистики, что комьюнити внутри команды должно существовать. Поэтому мы будем развивать его и дальше. А читателей vc.ru приглашаем попробовать сервис.

Dostavista для клиентов. По промокоду VC_23 скидка 20% Dostavista для курьеров

Источник: vc.ru

Автор: admin