МТС потеряет прибыль и лояльность своих клиентов. Такими последствиями, как заявляют в компании «Евросеть», обернется для сотового оператора озвученное им на днях намерение разорвать действующий контракт с ритейлером. В МТС, в свою очередь, настаивают на ненадлежащем исполнении со стороны ИООО «БелЕвросеть» договорных отношений и заявляют о расторжении договора с 12 апреля этого года.
До официального развода осталось чуть больше двух недель. В компании «Евросеть» все еще надеются, что «руководство на уровне штаб-квартиры МТС разберется с этой проблемой, и в ближайшее время взаимоотношение компаний в Беларуси будет урегулировано. Мы продолжим сотрудничество, и этот локальный конфликт не окажет влияния ни на показатели компании «Евросеть», ни на показатели СООО «МТС».
Между тем, именно показатели спровоцировали разрыв отношений между двумя компаниями, инициаторов которого выступил сотовый оператор. В частности, в официальном комментарии относительно возникшего конфликта СООО «МТС» подчеркивает «несущественную долю подключений ИООО «БелЕвросеть» в общем объеме продаж МТС».
По данным статистики, процент подключений МТС в белорусской «Евросети» в феврале составил 13,5% от общего подключения ритейлером, в то время как доля оператора сотовой связи Velcom в феврале оказалась выше почти в 3 раза – 35%, доля Life выше в 4 раза – 51%.
Однако в «Евросети» снижение доли подключений МТС связывают «с существенными ограничениями, установленными самим сотовым оператором. Например, если салон ритейлера находится в непосредственной близости от салона оператора или другого дилера, то дабы не создавать конкуренцию, данный ритейлер не продает подключения оператора. В результате действия этого правила МТС аннулировала сертификаты большинства салонов «Евросеть» в одностороннем порядке. Только за последний год МТС лишила «Евросеть» возможности продавать свои контракты в семи салонах».
Кроме того, компания обращает внимание на сокращение доли МТС в целом на всем рынке услуг мобильной связи. В 2007 году число пользователей сотовой связи в Беларуси было 7,129 млн. человек, в том числе у МТС было 3,8 млн. абонентов. В 2008 году абонентская база МТС увеличилась до 4,32 млн. абонентов, а в целом число абонентов в стране составило 8,35 млн. человек. Таким образом, за год доля МТС снизилась с 53,3 до 51,8%.
Причем свои позиции МТС теряет не только в Беларуси, но и России. По данным «Коммерсанта», доля продаж контрактов оператора «Билайн» в салонах «Евросети» «стремится к 60%», в то время как доля МТС составляет порядка 20%.
Однако в России МТС предприняло определенные меры, договорившись с ритейлером о том, что он в течение полутора лет продаст 7,2 млн. контрактов оператора за вознаграждение в 172,8 млн. долларов. После дилерского соглашения с МТС доля последней «может превысить 35%» в доле подключений операторов в «Евросети».
Представители белорусского офиса МТС предпочли ни о чем не договариваться, а заявить о падении продаж, ряде нарушений договорных обязательств со стороны ИООО «БелЕвросеть», а также жалобах абонентов МТС на работу сотрудников «Евросети» и качеству обслуживания. На том полюбовно разойтись.
«Мы не знаем ни о каком некачественном обслуживании. Никаких доказательств нам предоставлено не было. Мы предлагали сесть за стол переговоров и обсудить все претензии, но с нами даже не хотят встречаться, – недоумевают в «Евросети». – Руководство СООО «МТС» ранее неоднократно отказывало во встречах руководству белорусского филиала компании «Евросеть» с целью урегулирования разногласий и обсуждения дальнейшего сотрудничества. Несмотря на готовность нашей компании к переговорам, встреча белорусских руководителей не состоялась».
Между тем, с другими операторами у белорусского филиала компании «Евросеть» никаких спорных моментов и разногласий нет: «Мы слаженно и взаимовыгодно работаем. В феврале в «Евросети» проходила совместная акция с оператором Velcom, суть которой была в том, что при подключении на Velcom покупатели получали существенную скидку на сотовые телефоны, сумма скидки составляла до 100 тысяч белорусских рублей».
Провести совместные рекламные акции «Евросеть» неоднократно предлагала и компании МТС, «но МТС не проявлял в этом заинтересованности».
Если ничего не изменится, что от разрыва отношений не выиграет никто. «Только продаж карт экспресс оплат МТС в наших салонах осуществлялась в месяц в среднем на 130 миллионов рублей», – отмечают в «Евросети», подчеркивая, что МТС потеряет прибыль и лояльность своих клиентов.
А больше всего, как считают в компании, пострадают «пользователи сотовой связи: и те, кто хотел бы сменить оператора, и те, кто еще только приобретает свою первую SIM-карту. Ведь вместо того, чтобы в одном салоне сравнить все предложения сотовых операторов, им придется зайти, как минимум, в два места».