Рекламодатели всчитываются в контекст. В четвертом квартале упали темпы роста сбора рекламы.
Объем рынка контекстной рекламы (тематические ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) в России вырос в 2008 году до $350 млн по среднегодовому валютному курсу с учетом НДС, увеличившись по сравнению с 2007 годом примерно в полтора раза, говорится в отчете рекламного агентства iContext. Расстановка сил в сегменте контекстной рекламы практически не изменилась: с долей примерно в 72% по-прежнему лидирует «Яндекс», за ним идут «Бегун» (20%) и Google (7-8%).
«Темпы роста оказались ниже прогнозов начала года, ожидалось как минимум удвоение рынка», – отмечает гендиректор iContext Мария Черницкая. Подвел ранее традиционно наиболее успешный четвертый квартал, поясняет она. Обычно в четвертом квартале собирается до 40% годовой выручки от контекстной рекламы. В этом году было 25-30%, поясняет госпожа Черницкая.
В четвертом квартале урезали свои бюджеты почти все наиболее активные рекламодатели. По данным отчета «Бегуна», за последние три месяца прошлого года Топ-5 рекламных категорий покинули рекламодатели категории «Финансовые услуги»: «Авто», «Промышленные товары», «Медицина», «Недвижимость» и «Ремонт жилья».
На прошлой неделе свои данные по рынку интернет-рекламы в 2008 году представило агентство MindShare Interaction (см. «Ъ» от 13 февраля). По его подсчетам, совокупные затраты на рекламу в рунете в 2008 году выросли на 55%, до 14, 7 млрд руб. Сегмент контекстной рекламы вырос на 61%, до 8, 9 млрд руб. Медийной (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) – на 45%, до 5, 8 млрд руб.
Расстановка сил лидеров рынка осталась практически неизменной. Доля крупнейшего поисковика России «Яндекса» составила примерно 72% от общего объема и равна примерно $255 млн. Выручка «Бегуна» составила примерно $70 млн с долей рынка приблизительно 20%. Выручка Google – $25-30 млн (7-8% рынка). По итогам 2007 года рынок контекстной рекламы (объем – $200 млн) его игроки, по данным iContext, делили в следующих долях: $135 млн заработал «Яндекс» (67% рынка), приблизительно $42 млн – «Бегун» (около 21%), примерно $10 млн – Google (5%).
Расчеты iContext за 2008 год согласуются с данными самих компаний. В начале февраля «Яндекс» объявил о том, что заработал в 2008 году «более $300 млн» (с НДС, рост больше 80% к 2007 году), при этом более 85% (приблизительно $255 млн) выручки компании приходится на контекстную рекламу. В пятницу интернет-холдинг Rambler Media раскрыл консолидированную выручку от продажи контекстной рекламы в 2008 году: она составила свыше $62 млн (без учета НДС). Эту цифру можно назвать выручкой «Бегуна», поскольку все доходы его акционера Rambler Media от контекстной рекламы формирует «Бегун».
По словам госпожи Черницкой, в 2009 году роста в долларовом выражении ждать не стоит: «Может быть небольшой рублевый рост, но не в долларах». «В январе этого года показатели выручки в долларовом выражении примерно равны показателям за январь 2007 года. В рублях, соответственно, есть рост», – рассказал руководитель пресс-службы «Яндекса» Михаил Ушаков. В отчете Rambler Media прогнозируется, что в 2009 году темп роста рынка контекстной рекламы в России не превысит 30%. Этот рост, считают в компании, обеспечит перераспределение рекламных бюджетов в пользу интернета от других медиа.
Финансовый кризис снизил стоимость перехода по ссылке в системах контекстной рекламы, отмечают участники рынка. В системах контекстной рекламы слова разыгрываются между участниками по принципу аукциона. По оценке iContext, из-за кризиса один переход по ссылке подешевел от 20% до 30% в зависимости от сегмента рынка. «Рекламодатели начали урезать бюджеты, поэтому делают меньшие ставки», – соглашается коммерческий директор Rambler Media Анна Знаменская. По ее словам, эта тенденция снижает эффективность бизнеса по размещению контекстной рекламы. «Количество интернет-пользователей растет, число поисковых запросов – тоже. Но объем рынка почти не растет: в результате мы получаем меньшую финансовую отдачу с большего числа пользователей», – поясняет госпожа Знаменская.