• Вт. Сен 27th, 2022

Нужна ли красота интернету?

Автор:admin

Май 5, 2009

Две известные веб-студии, входящие в десятку лучших по данным рейтинга Tagline-2008: ADV/web-engineering (Андрей Терехов, директор по маркетингу и PR) и Бюро Пирогова (Армен Гулинян, генеральный директор), независимо друг от друга ответили на вопросы о феномене «красивый сайт».

Красивый сайт – это маркетинговый инструмент или прихоть клиентов, желающих иметь шедевры художественного искусства не только на стенах в своем кабинете, но и в сети? Безусловно, сильная сторона красивого дизайна – эмоциональность. Именно поэтому, его можно ругать или хвалить, но равнодушным оставаться невозможно.

Вопросы интервью: 

1. Что такое красивый сайт? Может ли красивый дизайн быть минималистичным?

ADV: Я бы дал следующее определение: красивый сайт – это проект, который максимально эффективно решает маркетинговые задачи клиента, и при этом доставляет его посетителю эстетическое удовольствие от его использования, формирует благоприятную эмоциональную окраску.

Если проект визуально красив, но не решает поставленные задачи – это сайт-памятник, вещь в себе, которая никому реально не нужна и, как правило, является продуктом самовыражения дизайнера – что клиенту должно быть абсолютно безразлично.

Конечно, красивый сайт может быть минималистичным – это зависит от поставленной задачи и выбранного концепта. Настоящий профессионал одним штрихом может придать странице необходимый эмоциональный заряд.

Бюро Пирогова: Мы убедились, как важна эффектная визуальная подача продукта. Поэтому к созданию сайтов мы подходим несколько иначе, чем другие веб-студии. Красивый сайт согласно нашему видению – ресурс, который фокусирует внимание посетителя на продукте, автоматически перенося на него вау-эффект от графического исполнения.

Может ли красивый сайт быть минималистичным? По большому счету, нет. Минимализм плохо конвертируется в эмоции, а значит, плохо запоминается. К тому же, там где в числе целевой аудитории появляются женщины, минимализма в дизайне практически нет. Женщина мыслит образами, а значит, на скупой, хоть и лаконичной с точки зрения дизайна, подаче она не остановит свое внимание.

2. Кто является потенциальным заказчиком красивых сайтов? Какие задачи они решают?

ADV: Если принять во внимание мое определение красивого сайта – то потенциальным заказчиком является любой здравомыслящий человек или компания.

Как правило, сайты, которые «заточены» именно под визуальную составляющую, максимально эффективно решают промо и презентационные задачи, задачи общего брендинга.

Бюро Пирогова: Собирательный образ заказчика красивых сайтов – грамотный бизнесмен, который помимо рациональных преимуществ своего продукта хочет передать истинные эмоции от его использования своему клиенту. Большинство наших заказчиков стремятся выделиться, запомниться, перенести на сайт уникальные корпоративные ценности.

Надо отметить, что не всем товарам в одинаковой степени нужна эмоциональная демонстрация. Например, товары и услуги повседневного спроса покупатель выбирает, руководствуясь исключительно рациональными соображениями – сочетание цены и качества, удобство покупки. Но приобретая товары и услуги premium-класса, им движет стремление удовлетворить собственные амбиции, а значит речь идет об «иррациональной» покупке.

Красивый сайт может и должен решать стоящие перед ним маркетинговые задачи. Но при этом красивые сайты сохраняют абсолютное преимущество перед минималистичными, поскольку выделяются на их фоне и запоминаются намного лучше.

3. Когда становится опасным использование красивой графики? Может ли это навредить проекту?

ADV: Использование красивой графики всегда опасно, если графика создается только ради графики. И использование красивой графики никогда не может быть опасным, если ее наличие оправдано правильным рекламным концептом.

Бюро Пирогова: Использование графики может быть опасным только в одном случае: если не учтены все технические характеристики сайта. Сайты должны создаваться с учетом целевой аудитории, ее географического положения, местного состояния интернет-каналов. Четкое понимание своей аудитории минимизирует опасность использования красивой графики. Поэтому студиям, которые работают с графикой, необходимо уметь выводить оптимальное сочетание веса графики на сайте.

4. Сегодня все больше набирают популярность flash-сайты. Но, как известно, их главный недостаток – вес. Согласны ли вы с утверждением, что эффективный сайт – легкий сайт?

ADV: Это сильно зависит от специфики проекта, его ЦА и многих других факторов. Делать дизайн поисковика, увешанный коллажами и анимацией – глупо, поскольку на первое место выходит быстрота и функциональность. Точно так же глупо не использовать на промо-сайте элитного товара анимацию и интерактивные возможности. Повторюсь – всегда надо отталкиваться от задач и целей проекта.

Бюро Пирогова: Прежде всего следует помнить, что флеш-сайт – это инструмент, решающий конкретные бизнес-задачи. Обычно это подача информации с максимальным эмоциональным воздействием. Сама по себе флеш-технология не дает каких-то магических преимуществ, она – только способ решения.

5. Существует мнение, что красивые сайты и юзабилити диаметрально противоположные понятия. Могут ли они существовать вместе? Каково Ваше отношение к usability-тестированию?

ADV: Это мнение ошибочно. Приведу простой пример – продукция Apple. Кто может сказать, что она неудобна для использования? При этом существует целый культ поклонников именно эстетических достоинств их продуктов.

Usability – одна из важных составляющих проекта, и про нее не надо забывать.

Тестирование – вещь сложная. Если мы говорим о тестировании на фокус-группах – никогда не стоит забывать, что группа тестируемых по совей природе интертна, и если бы разработчики всегда опирались на мнение фокус-групп, огромное количество перспективных инноваций так никогда бы и не увидели свет.

Если мы говорим о тестированиях с использованием таких технологий, как eye-tracking, то, конечно же, информация по их результатам может оказаться просто бесценна. Вопрос ее правильного применения.

Бюро Пирогова: Красивые сайты и юзабилити никак не могут быть диаметрально противоположными понятиями. Скорее всего, суть дела в изначально неверных стереотипах. На заре становления рунета возникло и закрепилось некорректное мнение о том, что сайт с хорошим usability – это сайт без графики.

В веб-разработке usability – основа любого интерфейса, а красота – ее логичное продолжение. На одном из наших последних проектов – игровом сайте http://gamer.ru удалось совместить красивый, графичный дизайн и абсолютное удобство пользования. Работы над этим проектом велись совместно с usability-отделом Бюро Пирогова, возглавляемым одним из ведущих специалистом – Дмитрием Филевым. Это наглядное подтверждение того, что красота и usability не конфликтуют между собой.

6. Как по Вашему: почему не выстрелила первая версия портала top4top (попытка решить стандартную задачу альтернативным путем – с использованием flash)?

ADV: Мне кажется, что проект оказался провальным не из-за интерфейсов, а, прежде всего, из-за неправильного позиционирования. Интерфейсы были, безусловно, необычны и инновационны – но вряд ли именно они послужили причиной фиаско. Не надо недооценивать пользователей – они вполне готовы воспринимать новое.

Например, мы недавно запустили один из первых безкликовых проектов в Рунете – сайт www.viera.tv . Навигационная модель, предложенная на нем, инновационная и непривычна. Были опасения, что пользователи не поймут ее, и это ухудшит показатели эффективности работы проекта. Но опасения были напрасны – проект эффективен, а за счет необычного формата, он быстро завоевал дополнительную популярность за счет эффекта «сарафанного радио».

С другой стороны, если бы мы предложили безкликовую модель Яндексу, наверное, остались бы непонятыми 🙂

Бюро Пирогова: Даже качественные проекты могут быть провальными по целому ряду причин: неграмотный менеджмент, неправильное распределение финансов, неверное позиционирование т.д.

Открытие top4top стало ярким событием веб-индустрии. Его создателям удалось выпустить уникальный, качественный продукт, не имевший на тот момент аналогов. Мы можем предположить, что одна из причин неудачи первой версии проекта – неверное позиционирование. Оригинальный во всех смыслах проект продвигался как обычный сайт, без достаточного упора на уникальное торговое предложение. А ведь использование флеш-технологии можно было преподнести аудитории в новом, необычном, выгодном свете.

Но в результате создатели предпочли пойти по пути наименьшего сопротивления, отказавшись от использования флеш-технологии и сосредоточились на уникальном контенте. Попытка была блестящая. Жаль, что команда разработчиков не смогла помочь флеш-версии сайта занять достойное место.

7. Любой студии известна ситуация участия клиента в творческом процессе. Как Вы справляетесь с этим?

ADV: Участие клиента в творческом процессе – это очень хорошо. Гораздо хуже его полное безразличие. Клиент – он ведь заинтересован в том, чтобы проект получился хорошим не меньше студии, а даже больше. Нужно просто направить его активность в нужное русло – и тогда она принесет безусловную пользу. Это задача клиентского сервиса студии и правильной организации процессов.

Например, недавно в рамках старта сотрудничества с одной из очень крупных финансовых структур, силами ADV был организован креативный семинар для всего топ-менеджмента компании. В его рамках приняло участие порядка 20 представителей клиента и 7 представителей ADV. Задачей семинара было обсуждение понятий бизнеса компании, сайта как такового, был рассмотрен ряд нестандартных ситуаций, многие – в игровой форме. Казалось бы, финансы – консервативная и скучная область. Но это не так – людям всегда нравится принимать участие в чем-то интересном. Итогом семинара был ряд сформированных концепций, а главное – представители заказчика и представители ADV сформировали общее понятийное поле в рамках проекта, и в дальнейшем были готовы общаться на одном языке. После этого участие клиента в творческом процессе становится не обузой, а существенной подмогой.

Бюро Пирогова: Оно может быть разным. Ни одной студии не нравится рисовать дизайн «под генерального директора». Результат чаще всего оказывается плачевным и работа не попадает в портфолио.

В рамках реализации проекта Costa Rusa (курортный комплекс в Туапсинском районе Краснодарского края) программный отдел Бюро Пирогова нашел интересное решение – флеш-редактор, который позволяет владельцам сайта самостоятельно моделировать внешний вид локаций комплекса по собственному вкусу. В рамках блока с описанием корпуса, редактор позволяет менять местами слои, расставлять заранее разработанные ландшафтные объекты. В результате, удовольствие от подобного участия клиента в творческом процессе получили обе стороны.

8. Как уживается, и уживется ли вообще, красота решения с его технологичностью, функциональными сервисами?

ADV: Наш рынок интересен и уникален тем, что находится на стыке двух областей – рекламы и IT. Самые лучшие проекты сочетают в себе и рекламную составляющую (сообщение, эмоциональную окраску, красивый визуальный ряд), и технологическую (сервисы, функционал, проработанные интерфейсы, грамотно спроектированные процессы).

Делать в деятельности компании упор только на визуал, дизайн или только на функционал – скучно, теряется самый смак нашего рынка. Поэтому в ADV мы стараемся соблюсти баланс технологии и красоты, поскольку действительно интересные вещи получаются только на их стыке.

Бюро Пирогова: Особенность и сложность красивых решений как раз и заключается в необходимости учитывать функциональную часть.

Успех красивых сайтов не может зависеть только от графики или прекрасно реализованного функционала. Задача разработчиков – суметь найти золотую середину между визуальной и технической частями.

Уровень студии напрямую зависит от умения находить эту грань. Те разработчики, которые по каким-то причинам не смогли этого сделать, рано или поздно углубляются в одну из областей, тем самым сужая профессиональные рамки и сегмент своих потенциальных заказчиков.

adme.ru 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.