Крупнейший российский портал Rambler заявил о своем интересе к ICQ. Ранее о намерении купить самый популярный в России мессенджер уже заявляли Яндекс и инвестиционный фонд DST, владеющий порталом Mail.ru.
Rambler и Яндекс уже имеют собственные партнерские проекты с ICQ и выпускают партнерские сборки этого мессенджера. Mail.ru имеет собственный мессенджер, по популярности уже практически сравнявшийся с ICQ – «Агент@Mail.ru», также поддерживающий работу по протоколу ICQ, хотя и без заключения соглашения с ICQ Inc.
В прессу просочилась информация о суммах возможной сделки: родавец – AOL – настаивает на 200-250 млн. долларов. Но как пишет издание Коммерсант, стоимость ICQ вряд ли превысит 100 млн. долларов.
Тем не менее, это все равно очень дорогой актив. В 2009 году Яндекс заработал около 280 млн. долларов. При этом сама ICQ за год зарабатывает лишь около 30 млн. долларов, то есть даже при продаже по низкой цене окупится за три года. В отличие от всех остальных популярных в России мессенджеров ICQ монетизируется посредством рекламы. У «Агента@Mail.ru» единственная прямой доход получается за счет отправки и получения пользователями SMS. Все остальные популярные в России мессенджеры прибыль если и приносят, то только за счет интеграции с другими сервисами производителей и привлечения к ним дополнительной аудитории.
Мессенджеры как отдельный бизнес практически не существуют: ICQ до этого момента был редким и неудачным примером. Его продажная цена наверняка окажется ниже той, за которую он был куплен в 1998 году (287 млн. долларов). Тем не менее, он обладает большой пользовательской базой – и особенно в России – так что вполне вероятно, что покупатель – кто бы он ни был, попытается с одной стороны сделать продукт привлекательнее, а с другой – использовать его для привлечения к другим своим сервисам, которые уже приносят непосредственную прибыль, аудитории.