Власти Москвы намерены ввести более жесткие требования к рекламе в маршрутных такси. Так, объявления и баннеры нельзя будет размещать ни на подголовниках сидений, ни на дверях, ни на окнах.
Места размещения и объемы рекламы в коммерческом транспорте будут четко регламентированы. Эти требования будут введены в связи с тем, что в Москве переходят на новую модель управления общественным транспортом. Постановление об этих изменениях было утверждено московским правительством.
Новое постановление касается примерно 2100 маршрутных такси. Полностью постановление заработает к 2016 году. В московском Департаменте транспорта пояснили представителям газеты «Известия»: будет введен запрет на размещение рекламных баннеров на переднем борту подвижного состава, на правом и левом бортах выше окон, на верхней части кузова, на полу, дверях и окнах. Кроме того, будет полностью убрана реклама на подголовниках сидений. По предварительным оценкам месячный доход от такой рекламы достигает 10 млн рублей. В салонах будут оставлены мониторы, которые транслируют рекламные ролики, но власти города будут следить за количеством и содержанием рекламы в маршрутных такси.
На корпусе маршрутных такси реклама сохранится, но ее размеры будут четко оговариваться. Пространство по бокам кузова ниже окон и прямоугольник на задней части кузова можно будет оклеивать брендированной пленкой. До сих пор ни к площади рекламы, ни к ее местоположению единых требований не было.
Доходы от размещения рекламы будет получать непосредственно компания-перевозчик. Специалисты предполагают, что это будет для этих компаний дополнительным источником дохода. В общей сложности до 2020 года компаниям придется потратить почти 11 млрд рублей на приобретение новых автобусов, технологического бортового оборудования и техники для ремонтных баз и парков. Часть площадей перевозчики будут отдавать под информационные материалы московского правительства и под социальную рекламу.
Средняя стоимость демонстрации одного рекламного ролика длительностью 1 минута на одном мониторе каждые 6 минут составляет 3400 рублей. Размещение рекламы на подголовниках сидений на одном маршрутном такси стоит почти 5000 рублей в месяц. В 2016 году на новую модель управления общественным транспортом и, соответственно, на новые правила размещения рекламы перейдут 2100 маршрутных такси.
Елена Анохина, генеральный директор «Маршрут-ТВ», пояснила: компания работает с группой компаний «Автолайн». Контракт заключен до 2018 года. Она отметила:
— Мы поддерживаем стремление департамента транспорта города Москвы навести порядок в коммерческих перевозках нашего города. Уверены, что это принесет пользу, как москвичам, так и самим перевозчикам и, конечно, нашей компании.
Тимофей Ермак, руководитель арбитражной практики адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», отметил: если перевозчики захотят досрочно расторгнуть контракт с поставщиками рекламы, переход на новую модель управления общественным транспортом даст им возможность избежать выплаты неустойки. Он сообщил:
— По законодательству издание нормативных актов, как, например, соответствующее постановление правительства Москвы, может являться основанием для расторжения контракта, и в этом случае убытки не взыскиваются.
По мнению Юрия Свешникова, исполнительного директора Московского транспортного союза, договор может и не быть аннулирован. Ю, Свешников заметил:
— Договор заключался на старый подвижной состав, а теперь, переходя на новые стандарты, перевозчики будут вынуждены его менять.
Анастасия Птуха, член совета Гильдии маркетологов, отметила: реклама в маршрутных такси только начинает развиваться, и пока это не очень доходное предприятие. Потребитель от введения новых правил не проиграет, а количество информационного шума существенно уменьшится. Она также считает: нет смысла организовывать не рекламные, а информационные мониторы.
— Мониторы нуждаются в техническом обслуживании. Раньше его проведение оплачивалось из тех же рекламных средств, а при отсутствии рекламы — нужны ли эти экраны вообще?
Ирина Матысяк, председатель Московской рекламной гильдии, предполагает: на экранах в маршрутных такси вместо «Маршрут-ТВ» может появиться информационное вещание, такое, как, например, актуальные новости района или «Москва 24».
— Нужна местная информация, районная — о работе МФЦ, отключениях воды и т.д. Локальных средств информации сейчас не хватает, а жителям интересно узнать, что их ожидает, например, в День района.
По мнению Максима Клягина, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», вместо запрещенных площадок рекламодателям должны быть предоставлены новые площадки. Это могут быть, например, дорожные указатели или конструкции на остановках.