Основная цель всех коммерческих сайтов – привлечение внимания пользователей. А для пользователей, кроме привлекательного дизайна, очень важно удобство пользования (или в переводе на английский use ability – возможность пользоваться) сайтом. Если пользоваться сайтом для посетителя будет легко, комфортно и интересно, то он будет возвращаться на него снова и снова и, в конечном счете, перейдет в разряд покупателя.
Исследования Forrester Research показали, что из-за плохого юзабилити компании теряют клиентов: так, например, интернет-магазины теряют примерно 50% покупателей, которые не могут найти нужный товар, а 40% посетителей вообще не возвращаются на сайт, с которым имели негативный опыт работы.
Международный стандарт ISO 9241-11 дает определение юзабилити: «степень, с которой продукт может быть использован определенными пользователями при определенном контексте использования для достижения определенных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью». У юзабилити сайта есть пять составляющих:
- обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнять задачи, впервые зайдя на сайт;
- эффективность: насколько быстро пользователи могут выполнять действия, ознакомившись со структурой сайта;
- запоминаемость: как быстро пользователь восстановит навыки работы с сайтом после возвращения на сайт;
- ошибки: как много ошибок совершит пользователь при выполнении задач;
- удовлетворенность: насколько приятно пользоваться интерфейсом сайта.
Поэтому при планировании сайта необходимо помнить следующие правила:
- структура сайта должна быть понятна с первого взгляда;
- пользователь должен четко понимать, где на сайте находится нужная информация;
- текст должен быть приведен в соответствие с использованным форматом представления.
Но даже при соблюдении всех условий, о реальной эффективности юзабилити сайта можно судить только после его тестирования.
И напоследок немного интересных фактов из практического применения юзабилити. Например, известно ли Вам, что по результатам исследований лучшим цветом для ссылок является синий (не зря его использует Google), а идеальная ширина для формы поиска 27 символов, так как это минимальная длина, которая сможет вместить 90% запросов пользователей. Кроме того, только 23% пользователей прокручивают страницу. Это означает, что при наличии скроллинга на сайте, 77% пользователей не увидят содержимое его нижней части.
Помните, что пренебрежение к юзабилити или нежелание тратить деньги и время на его тестирование, в конечном счете, может обернуться против Вас и привести к потере клиентов. Ведь прописную истину о том, что скупой платит дважды, еще никто не отменял…