В РБ с 1.03.2014 действует указ № 64 «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств». Те, кто занимается автомобильным бизнесом, уже много раз говорили: некоторые трактовки, которые используются в этом указе, могут быть истолкованы неоднозначно. Это может привести к тому, что платить утилизационный сбор за один автомобиль придется два раза. Это приведет к неравной конкуренции с российскими шоу-румами. Через месяц после того, как указ начал действовать, представители прессы побеседовали с известными автодилерами и поинтересовались, как все обстоит на деле. В беседе приняли участие представители разных брендов.
Сергей Михневич, председатель правления автомобильной ассоциации БАА, директор импортера VW «Атлант-М Фарцойгхандель», считает нынешнее положение дел не очень хорошим.
Он сообщил:
– 1 марта продажи остановились и были заморожены на полторы-две недели практически у всех дилеров. В марте общее падение продаж по дилерским предприятиям составило около 30%: в первую половину месяца их просто не было. Клиенты либо не совершали сделок, либо уезжали в Россию.
Валентин Тригорлов, директор по маркетингу официального импортера Пежо в Беларуси «ПС АВТО ГРУПП», согласен с этим мнением. Он пояснил:
– По сравнению с февралем, продажи наших автомобилей снизились почти в 2,5 раза. Это 64 автомобиля в феврале против 28 автомобилей в марте.
По мнению специалистов, на это есть несколько причин. В течение всей зимы в салоне проходили хорошие акции. Текст приказа был опубликован в самый последний момент, поэтому потребовалось определенное время на формирование новых цен. Справка на автомобили, собранные в России, которая выдается на учет в ГАИ вместо ПТС, пришла с опозданием.
Александр Чупригин, руководитель СООО «Драйв Моторс», который поставляет в РБ автомобили Ниссан, сообщил: в марте отмечено значительное снижение продаж.
Он пояснил:
– В феврале мы продали чуть больше, чем обычно, – 107 машин, в марте чуть меньше – 63. Тот, кто планировал купить автомобиль, сделал это в конце зимы, в первые недели марта была тишина. Положение поправили лишь благодаря маркетинговой активности. Людям надо было привыкнуть: в среднем Ниссан российской сборки подорожал примерно на 900 долларов.
Китайские автомобили не пострадали. Утилизационный сбор был введен одновременно со снижением таможенных пошлин. Это несколько облегчило жизнь тем, кто покупал автомобили, ввозимые из-за рубежа. Стоимость дешевых автомобилей практически не изменилась, а те, кто приобретал дорогие иномарки, даже сэкономили от 1000 до 2000 долларов.
Так, мартовские продажи в автомобильном салоне «Китайские автомобили» (Chery и Great Wall) составили, как и в феврале, как минимум 1% от рынка всех новых автомобилей. На прежнем уровне осталась и стоимость украинских автомобилей ZAZ. А вот продажи ООО «Автомобильный Дом Энергия ГмбХ» (импортер автомобилей Мерседес-Бенц в РБ) увеличилось. Михаил Нехвядович, руководитель отдела продаж предприятия, так прокомментировал этот факт:
– В марте продажи традиционно увеличились. Снижение таможенных пошлин компенсировало утилизационный сбор, цены стали привлекательней, а по некоторым машинам и вовсе снизились.
В российских шоу-румах наблюдается противоположная тенденция.
Сергей Варивода, председатель совета директоров ГК «Интеллект» (в состав этой структуры входит дилер UAZ «Внедорожник»), прокомментировал это следующим образом:
– Рынок не был готов к такому сокрушительному увеличению цен. UAZ – это бюджетный автомобиль, по некоторым моделям подорожание составило 25%, задев знаменитые «буханки». Это очень существенный скачок цен, который в состоянии остановить продажи. Лишь к концу марта появились первые признаки спроса. UAZ – сезонный автомобиль, необходимый на посевной и в строительный сезон, белорусским хозяйством эти машины нужны по любой цене.
Возможность сэкономить на покупке в российском шоу-руме есть у физических лиц, которые хотят приобрести автомобиль эконом-класса. А вот у представителей тех предприятий, которые имеют долю государственной собственности, а также у представителей государственных структур такой возможности нет.
По имеющейся информации, практически все сделки купли-продажи по UAZ Patriot, которые были заключены в этом году, подписаны в автосалонах РФ. С. Варивода резюмирует:
– Незначительный объем наших покупателей из числа физлиц в марте был потерян. Их отток в сторону автосалонов Смоленска и Москвы – свершившийся факт. Мы потеряли белорусского покупателя UAZ Patriot. Мы видим нарастающий поток покупателей Patriot в России, которые обращаются в белорусский автосалон, пытаясь пройти гарантийное обслуживание. Таких людей становится все больше.
Следует, правда, отметить: те автомобили UAZ, которые приобретены в России, гарантийного обслуживания на белорусских СТО не получат. Дело в том, что у бренда UAZ нет такой единой системы гарантийного обслуживания, которая есть у некоторых зарубежных брендов. Тут есть два варианта – гарантийный ремонт оказывает российский продавец, или этот продавец заключает договор с коллегами из Беларуси.
Цены в автомобильных салонах России становятся привлекательными для белорусских покупателей за счет различных акций, скидок, а также за счет особой политики работы с производителями. Не так давно был проведен опрос среди дилеров. Все дилеры, которые приняли участие в этом опросе, говорят: многие потенциальные клиенты уходят в автомобильные салоны Москвы и Смоленска. Дилеры Беларуси могут только предупреждать о том, что цена в зарубежном шоу-руме может неожиданно вырасти, и стараться удержать покупателей.
Все дилеры регулярно проводят различные акции, предлагают покупателям скидки, ведут переговоры с заводами-изготовителями о «специальных» ценах, стараются поддерживать цены на автомобили на уровне российских. Так, например, на Драйв Моторс повышают качество обслуживания, убеждают покупателей в том, что в российском автосалоне их могут обмануть. В ПС АВТО ГРУПП покупателям предлагают кредит в у.е. до 3 лет, под 10% годовых, а также специальные сервисные продукты. Компания «Внедорожник» создала программу продажи автомобилей в лизинг. Это программой могут воспользоваться как юридические, так и физические лица.
Но в этой ситуации выигрывают только покупатели, которые имеют сейчас богатый выбор. Они могут воспользоваться услугами не только белорусских и российских шоу-ромов, но и компаний, которые называют «серыми дилерами». Официальные компании возмущены деятельностью этих серых дилеров.
С. Михневич говорит по этому поводу:
– Это особая форма работы, законная лишь с первого взгляда, – возмущен Михневич. – С нашей точки зрения компании занимаются незаконной деятельностью. Они позиционируют себя как продавцы услуги по поиску автомобиля и платят налоги с символической комиссии. Реально же представляют компании-нерезиденты, осуществляя хозяйственную деятельность с совершенно иными налогооблагаемой базой и финансовыми последствиями.
С Варивода полностью с ним согласен. Он считает:
– Это не чистое посредничество по поиску машины, а комплекс услуг от подбора автомобиля до его перегонки и расчета, – солидарен Варивода. – Речь идет о притворных сделках, серый дилер выполняет функции представительства иностранного юрлица – российского автосалона на территории нашей страны, уплачивая мизерные налоги. Работай они по закону с уплатой всех налогов, конкурировать с официальными дилерами Беларуси было бы куда сложней. Для меня вопрос, почему власти не обращают на их деятельность никакого внимания.