• Сб. Сен 30th, 2023

В России могут запретить использовать в рекламе георгиевскую ленточку

Автор:admin

Сен 30, 2014

Зачастую маркетологи используют в рекламных целях символы, которые использовать недопустимо с точки зрения нравственности. Это приводит к тому, что на бутылках с водкой мы видим изображение георгиевской ленточки, а на банках с пивом – портреты героев Великой Отечественной войны.

Султан Хамзаев, руководитель генерального проекта «Трезвая Россия, член Общественной палаты Российской Федерации, обратился к президенту РФ с просьбой – рассмотреть вопрос об установлении законодательного запрета на использование в рекламе алкоголя тех символов и образов, которые олицетворяют победу России в Великой Отечественной войне. По его мнению, соответствующие дополнения необходимо ввести в действующий федеральный закон «О рекламе» и в другие законодательные акты, если в этом есть необходимость.

В качестве примера такой рекламы депутат выпуск ограниченной серии пива. На банках с этим пивом были изображены герои ВОВ и приведено описание их подвигов.

В документе сообщается: представители регионального управления ФАС и прокуратуры Омской области сумели убедить производителя прекратить выпуск этой серии пива. Но привлечь к ответственности никого невозможно. Дело в том, что к государственным символам в России относится только гимн, герб государства и флаг. Многие патриотические символы, в том числе образы героев ВОВ и георгиевская ленточка, государственными символами не являются. Закон не запрещает использовать их в рекламных целях.

Султан Хамзаев говорит:

– Я считаю кощунством использовать в рекламе алкогольной продукции образы, которые у нас ассоциируются с Великой победой, когда любой маркетолог может поместить портреты героев Великой Отечественной войны на пивные банки и назвать это патриотизмом. Где в итоге окажутся эти образы героев, всем понятно, — там же, где и все пустые пивные банки и бутылки: в мусорной урне. Мы должны подходить к защите патриотических символов с такой же принципиальностью, как к борьбе с пропагандой фашизма. Тем более, когда речь идет о продукции, которая наносит колоссальный урон здоровью наших сограждан. И всё то, что мы сегодня ассоциируем с георгиевской ленточкой, мы должны тоже регламентировать. К примеру, 9 мая люди часто относятся к этому символу без должного уважения. Я не раз видел, что ветераны с болью наблюдали, как георгиевские ленточки оказывались в урнах. У наших сограждан должно сформироваться понимание того, что можно, а что нельзя, потому что это большая героическая история.

В сообщении к президенту говорится: Использовать такие культурно-исторические категории для рекламы определенных товаров неэтично. Это дискредитирует саму идею воинской славы, оскорбляет память защитников Отечества, наносит нравственный урон людям старшего поколения и ветеранам ВОВ, негативно влияет на молодежь.

Инициативу Султана Хамзаева поддержали и другие члены Общественной палаты. Они готовы оказывать максимальное содействие в проработке этого вопроса.

Андрей Туманов, первый зам. председателя Государственной Думы РФ по информационным технологиям, информационной политике и связи, активно поддержал эту инициативу. Он готов участвовать в разработках ограничительных мер как для производителей, так и для рекламщиков. По его словам, во многих странах по всему миру законодательно такие вопросы не регулируются, но имеются другие регуляторы, которые работают достаточно эффективно.

А. Туманов отмечает:

– Завтра у нас выпустят водку «Гагарин» с его портретом, если уже не выпустили… Кто защитит великого героя? Да мало ли что еще можно придумать. Такой бизнес очень циничен — ему в первую очередь нужен заработок. Безусловно, здесь нужны какие-то ограничительные меры, чтобы не было полнейшего своеволия.

По его мнению, категорию символов и образов для регулирования следует расширить. Это нужно для того чтобы предусмотреть различные лазейки, которые могут использовать маркетологи. Но и переусердствовать в этом вопросе нельзя.

С мнением депутатов согласна Ирина Матысяк, председатель Московской рекламной гильдии. По ее мнению, одними запретами этот вопрос не решить. Нужно собрать экспертный совет из представителей общественных организаций и структур власти, представителей отрасли. Этот совет разработает предложение для законодателей.  Так, например, на Западе этим вопросом занимаются только общественные организации в сфере рекламы. 

Ирина Матысяк отметила:

– Однажды в Москве размещалась реклама в поддержку наших олимпийцев. На перетяжках было написано «Они сражались за родину». Лично меня сильно покоробило использование в таком контексте бессмертного произведения о великой войне. Я не умаляю достоинств наших олимпийцев, но у каждого человека эта фраза ассоциируется с освобождением нашей страны от немецко-фашистских захватчиков. Спортивные победы страны и великий подвиг нашего народа — абсолютно несопоставимые понятия.

Эксперты считают: на настоящий момент в РФ не существует эффективных механизмов, которые регулируют эти вопросы. А такие механизмы в стране необходимы, причем регулирование должно быть государственно-общественным. Санкции со стороны ФАС – слишком долгая процедура. Решение обычно выносится тогда, когда реклама уже размещена.