Федеральной антимонопольной службе надоело определять каждый раз, является ли та или иная реклама обоснованной, когда компания называет себя лучшей или первой. Как рассказал замруководителя ведомства Андрей Кашеваров, теперь в рекламе может быть запрещено использовать слова «первый», «лучший», «превосходный», «номер один». «Все, что нашли в словарях, то и решили запретить», – заявил он. Эти слова можно будет использовать, только лишь если они часть названия компании.
За последние годы ФАС рассмотрела огромное количество претензий к компаниям, которые рассказывали о себе в рекламе как «лучших» на рынке. Один из последних громких случаев – штраф в 100 000 руб., который заплатила компания «Русский алкоголь» за рекламу «Зеленой марки» как «Водки № 1 в России». Теперь такой номер не пройдет. Впрочем, пространство для маневра все же осталось. Словарь синонимов «Яндекса» выдает гораздо больше аналогов слова «лучший», чем перечислил Кашеваров: избранный, отборный, первоклассный, первостатейный, выдающийся, классический, наилучший, предпочтительный, преимущественный, превосходнейший. Есть где развернуться.
Против мелкого шрифта
Служба подготовила поправки в закон «О рекламе». Они предусматривают, что в тексте рекламы финансовых услуг все условия, которые влияют на доходы или расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одинакового размера. Сейчас закон о рекламе требует, чтобы при указании хотя бы одного из условий финансовой услуги в рекламном материале указывались и все остальные условия. Чтобы отразить все детали, банки и финансовые компании активно используют в рекламе мелкий шрифт.
«Мы не собираемся ограничивать размер шрифта – на рекламном щите любого мелкого шрифта не видно. Пусть финансовые компании переходят на имиджевую рекламу или меняют условия своих продуктов, где слишком много разнообразных комиссий, влияющих на окончательную стоимость. С такими поправками у нас точно не будет рекламы кредитов под 0%», – говорит замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, поправки находятся на согласовании в Минэкономразвития и ФСФР.
«Мелким шрифтом в рекламе пользуются не только банки – сплошь и рядом так рекламируют мобильный контент, турпоездки, распродажи. Почему поправки направлены только на финансовые услуги?» – не понимает независимый банковский эксперт Дмитрий Юрцвайг, который разрабатывал рекламные кампании в нескольких крупных банках. Это делается во исполнение концепции развития финансовых рынков, которую разрабатывают ФСФР и Минэкономразвития, объясняет Кашеваров: «Если министерство захочет распространить правило на все рынки, это будет его инициативой».
«Если поправка вступит в силу, рекламщики найдут выход, но продуктовую рекламу в финансовом секторе это заметно ограничит», – говорит управляющий партнер агентства LH Marketing Юлия Русанова. Соблюсти требования ФАС можно будет с помощью интернет-рекламы или адресных почтовых рассылок потенциальным клиентам. Немного сложнее рассказать обо всех условиях в радиорекламе, но это делают и сейчас, говорит Русанова. «А в печатных СМИ, видимо, банкам или управляющим придется покупать больше места под рекламу, что увеличит расходы», – резюмирует она.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает запретить использовать мелкий шрифт в рекламе финансовых услуг, в том числе кредитов и вкладов.